Эта книга не о религии и даже не о секуляризации в смысле исторического процесса, в ходе которого религия якобы утрачивала свою социальную значимость, превращаясь во многом в маргинальное явление. Это книга о том, как понятие «секуляризация» концептуализировалось в социальной теории XX-XXI вв., и, соответственно, о том, как осмыслялось настоящее и будущее религии в условиях модернизирующегося общества.
В нашем исследовании речь идет о вполне конкретной традиции изучения секуляризации, той, что восходит своими корнями к работам Карла Маркса, Фердинанда Тённиса, Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера и затем получает развитие в 60-х годах XX в. в сочинениях Толкотта Парсонса, Брайана Уилсона, Питера Бергера, Томаса Лукмана и прочих авторов. Это уточнение абсолютно необходимо, так как понятие «секуляризация» постоянно используется разными авторами в самых разных дисциплинах и самых разных значениях, что способно создавать путаницу. Рассматриваемая нами традиция в исследовательской литературе получала разные названия: ортодоксальная модель, унаследованная (inherited) модель, старая парадигма и т.д. Мы будем называть ее просто социологической теорией секуляризации или социологической моделью секуляризации.
Понятие «секуляризация», под которым сегодня принято понимать процесс утраты религией своей социальной значимости, имеет достаточно долгую историю. Своими корнями оно восходит к латинскому слову «saeculum», которое обозначало «поколение», «век» или «дух времени». В Вульгате — переводе Библии на латинский язык — данное слово имеет двойной смысл: с одной стороны, нейтральный — обозначает очень большой промежуток времени (1 Тим., 1:17), с другой — религиозно-негативный — «век сей» (Рим., 12:2). Юридическое понятие «секуляризация» известно, как минимум, с 1648 г., когда во время переговоров по Вестфальскому миру французский представитель с его помощью дипломатично обозначил процесс изъятия ряда церковных земель. Термин «секуляризация» (saecularizatio) встречается также в каноническом праве Католической церкви, где он обозначает, например, возвращение в «мир» члена монашеского ордена, сопровождающееся отказом от взятых на себя прежних обязательств.
Наконец в XIX в. секуляризация из узкого политико-юридического или религиозно-канонического превращается во все более общее понятие, описывающее процесс высвобождения общества в целом из-под влияния религии, прежде всего христианской. Долгое время понятие «секуляризация» было лишено нейтральности, в нем непременно звучали нотки либо одобрения (у сторонников ограничения влияния религии), либо осуждения (у противников этого процесса). Секуляризация звучала как политический лозунг, вызывавший у своих сторонников симпатии и расположение, а у противников — раздражение и противодействие. Первое использование слова «секуляризация» как нейтрального описательного социологического понятия связано с именем Макса Вебера. Он пишет о процессе секуляризации — Sakularisationsprozess или «Sakularisations»-Prozess. В таком качестве оно несколько раз встречается в его работе «Протестантские секты и дух капитализма» (1906), написанной в самом начале XX в.
Узланер Дмитрий - Конец религии? История теории секуляризации
Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики»
М.: Изд. дом Высшей школы экономики», 2019. 240 с.
Серия "Социальная теория"
ISBN 978-5-7598- 1963-9
Узланер Дмитрий - Конец религии? История теории секуляризации - Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРЕДЫСТОРИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ СЕКУЛЯРИЗАЦИИ
- История понятия «секуляризация»
- Теоретические предпосылки тезиса о неминуемой секуляризации
- Эпоха Просвещения
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель
- Огюст Конт
- Карл Маркс
- Эмиль Дюркгейм
- Фердинанд Тённис
- Макс Вебер
ГЛАВА 2 СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ СЕКУЛЯРИЗАЦИИ
- Секуляризация в первой половине XX в
- Теории секуляризации 60-х годов XX в
- Толкотт Парсонс
- Брайан Уилсон
- Питер Бергер
- Томас Лукман
- Различия и общие положения первых социологических теорий
- Синтез теорий 60-х годов в единую модель
ГЛАВА 3 КРИТИКА ТЕОРИИ СЕКУЛЯРИЗАЦИИ И ПОПЫТКА ЕЕ ОБНОВЛЕНИЯ
- «Базис» и «надстройка» теории
- Религиозное возрождение 70-80-х годов XX в
- Критика «надстройки» теории и реакция на критику
- Попытка обновления теории (Фрэнк Лечнер, Марк Чавес, Хосе Казанова и Дэвид Йамейн)
- Теория рационального выбора как альтернатива теории секуляризации
ГЛАВА 4 КРИЗИС ТЕОРИИ СЕКУЛЯРИЗАЦИИ И ЕЕ УПАДОК
- Критика «базиса» теории
- Переосмысление теории модернизации
- «Множественные современности» и теория секуляризации
- Попытки спасти теорию
- Дэвид Мартин, Хосе Казанова, Питер Бергер: в поисках новой теории
ГЛАВА 5 СОВЕТСКАЯ ТЕОРИЯ СЕКУЛЯРИЗАЦИИ
- Становление советской теории
- Основные положения теории: позитивные стороны и субъективный фактор
- Сопоставление теорий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приложение. Секуляризация как социологическое понятие
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Говоря о постсекулярном повороте, мы имеем в виду именно эту кризисную ситуацию эрозии, с одной стороны, привычных религиозных/секулярных форм, а с другой — модели их репрезентации в академическом дискурсе.
Постсекулярный поворот — это поворот к осмыслению новых форм, которые с точки зрения прежней модели репрезентации кажутся какими-то причудливыми невероятными гибридами, порой пренебрежительно называемыми «постмодернистскими» в смысле чего-то нелепого и несерьезного. Однако эта нелепость и несерьезность является таковой только в предшествующей оптике. Постсекулярный поворот — это движение в сторону нового языка, новой модели репрезентации, способной ухватить возникающую на наших глазах картину, являющуюся как постсекулярной, так и пострелигиозной, если смотреть на нее с точки зрения привычных представлений о религии и се-кулярном. А так как новый порядок еще не успел устояться и воспринимается скорее как беспорядок, как кризис, то и постсекулярная теория сегодня — не более чем отчаянная попытка соориентироваться в этом хаосе, узреть очертания возможного будущего порядка в этом бурлящем бульоне.
Тексты, собранные в данной книге,— это результат более чем десятилетней рефлексии, попытки осмысления постсекулярности с каждой из обозначенных двух сторон: и как новой социальной реальности, и как новой оптики, нового языка, призванного эту реальность осмыслить и описать. Тексты расположены в хронологическом порядке —по времени их написания и публикации.
Дмитрий Узланер - Постсекулярный поворот. Как мыслить о религии в XXI веке
М.: Изд-во Института Гайдара, 2020. — 416 с.
ISBN 978-5-93255-581-1
Дмитрий Узланер - Постсекулярный поворот. Как мыслить о религии в XXI веке - Содержание
- Введение
- Глава 1. Расколдовывание дискурса: кризис языка современной науки о религии
- Глава 2. Введение в постсекулярную философию
- Глава 3. От секулярной современности к «множественным»: социальная теория о соотношении религии и современности
- Глава 4. Дело «Пусси Райот» и особенности российского постсекуляризма
- Глава 5. Картография постекулярного
- Глава 6. Диалог науки и религии: взгляд с позиций современных теорий демократии
- Глава 7. Четыре генеалогии постсекулярного (в соавторстве с Кристиной Штекль)
- Глава 8. Православная теология и политическая философия: постсекулярное в российском контексте (в соавторстве с Кристиной Штекль)
- Глава 9. Конец «проправославного консенсуса»: религия как новый раскол российского общества
- Глава 10. Религия и политика в современном мире: обзор основных тенденций
- Приложение. Как борьба за науку превращается в свою противоположность (рецензия на книгу)
Библиография
Данная работа посвящена исследованию структур человеческой субъективности. Быть субъектом, т.е. осознанно переживать мир от первого лица, — неотъемлемая и, вероятно, уникальная особенность человека. Однако при этом человеческая субъективность и ее структуры нередко выпадают из поля зрения академических исследований. Если почитать популярные работы, суммирующие естественнонаучный взгляд на человека, то в них вся человеческая сложность нередко сводится к двум элементам — мозгу (и в целом материальному субстрату) и сознанию, являющимся, по сути, двумя сторонами — материальной и идеальной — одного и того же. Из мозга и сознания затем выводится весь многомерный мир человеческих переживаний и человеческого поведения. Впрочем, даже сознание нередко оказывается под подозрением — эта странная мыслящая субстанция с трудом вписывается в материалистическую картину мира. Ее влияние на функционирование человека максимально нивелируется, а разговоры о ней зачастую не идут дальше рассмотрения его нейронных коррелятов.
Дмитрий Узланер - Объективная субъективность: психоаналитическая теория субъекта
(Исследования культуры)
М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021 г. — 208 с.
ISBN 978-5-7598-2192-2 (в пер.)
ISBN 978-5-7598-2216-5 (e-book)
Дмитрий Узланер - Объективная субъективность: психоаналитическая теория субъекта – Содержание
Введение
Глава I. Психоанализ в контексте современной науки
- Бесконечные похороны Фрейда
- О научности Фрейда и психоанализа
- Нейропсихоанализ: нейронаука знакомится с Фрейдом
- Поговорим о ножах для колки льда
- Обеспокоенность статусом, или «Дяденька, я тоже ученый!»
- Так почему же многие исследователи категорически отвергают психоанализ?
- Несколько заключительных соображений
Глава II. Нейропсихоанализ и его концептуальные проблемы
- Нейропсихоанализ и двухаспектный монизм
- Мозг или психика? Концептуальные проблемы нейропсихоанализа
- Нейропсихоанализ и проблема перевода
- Не что, а кто: назад к субъекту
- Нейропсихоанализ и критика идеологии
- Заключение
Глава III. Структура психической субъективности и интерсубъективности
- Субъективная реальность: от объективной объективности к субъективной объективности
- Человеческое Я, или субъективная субъективность
- Объективная субъективность
- Трансцендентальное Канта vs трансцендентальное Фрейда
- По ту сторону привычных делений
- Структура психической интерсубъективности и коллективный субъект
- Заключение
Глава IV. Многомерный субъект: «воображаемый», «символический» и «реальный» регистры (на примере социологии религии)
- Почему социология религии нуждается в теории субъекта?
- Почему Жак Лакан?
- «Эго — это другой», или объект внутри субъекта
- В объятьях Большого Другого
- Чего ты хочешь?: в поисках реального субъекта
- Заключение
Глава V. Взгляд и его роль в структуре субъективности (на примере селфи)
- Взгляд и его роль в конституировании субъекта
- Взгляд и желание субъекта
- «Быть рассматриваемым»: невыносимая неизбежность взгляда
- Взгляд и монструозное Реальное
- Заключение
Заключение
Библиография
Данная работа выросла из лекционного курса «Введение во вселенную Жака Лакана (1901–1981)», который был создан в 2020 году и который читался автором в ряде высших учебных заведений Москвы – в частности, в Высшей школе экономики, Институте психоанализа на Чистых прудах. В аудио‑формате этот курс существует как цикл лекций на платформе YouTube[1].
Для этой книги курс был доработан и отредактирован. Однако в целом было решено сохранить формат устной речи – это делает текст гораздо более понятным и доступным для восприятия.
При подготовке курса помимо текстов самого Лакана был использован целый ряд введений и комментариев к Лакану. В частности, были использованы работы Брюса Финка, Джоэла Дора, Лайонела Бэйли, Дариана Лидера, Элизабет Рудинеско, Славоя Жижека, Филипа ван Хойте, Шина Хомера и многих других. За что этим авторам огромная благодарность – без них мир Лакана не раскрылся бы передо мной во всех его красках.
Дмитрий Узланер - Жак Лакан: введение
© Узланер Д. А., текст, иллюстрации, 2021
© Издание, оформление. ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2022
ISBN 978‑5‑386‑14508‑8
Дмитрий Узланер Жак Лакан: введение Содержание
- Предисловие
- Введение
- Лекция 1. Интеллектуальная биография Жака Лакана
- Лекция 2. Стадия зеркала и нарциссизм. Воображаемое
- Лекция 3. Теория знака. Символическое, реальное
- Лекция 4. Становление субъекта: желание, наслаждение, влечение и Имя-Отца. Эдипов комплекс
- Лекция 5. Психические структуры: психотическая, первертная, невротическая .
- Хронология основных событий в жизни Жака Лакана
[1] Узланер Д. Курс «Введение во вселенную Жака Лакана (1901–1981)» / Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=U7pKycI1wWQ&list=PLcHjj575wG0n0N8xGiDS9rAACEb3qlKit
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: