Историей мы называем науку о судьбах рода человеческого на земле. Науке этой легко собрать множество сведений о временах, ближайших к нашему. В обществе образованном заботятся о том, чтобы осталась память о прожитом, ведут записи о событиях и человеческих порядках. Но чем дальше назад в прошлые века, тем меньше встретим мы такой заботы, тем меньше записей.
За 3000 лет до нашей поры, т. е. за 1000 лет до Р. X., в Европе никто не составлял никаких заметок о событиях или образе жизни своих современников. Если мы хотим узнать что-нибудь об этом времени и о веках еще более старинных, нам нужно рыться в земле, поднимать засыпанные сверху слои ее, на которых жили люди несколько тысяч лет назад. Тогда перед нами открываются остатки жилищ и могил, орудий и оружия, утвари, платья, украшений, игрушек старинных людей, наконец останки их самих и тех животных и растений, которые служили им. По этим следам жизни можно представить себе, какова была природа, окружавшая человека, какое он вел хозяйство, как одевался, как работал и развлекал себя.
Науку, изучающую эти остатки, мы называем археологией (т. е. наукой о старине). Она помогает истории, но не вполне. По остаткам почти вовсе нельзя судить о многих обычаях людей старины: напр., о том, как была устроена у них семья, какие они составляли между собой союзы, как разбирали споры, как и чему молились, как совершали празднества и т. п. Чтобы составить себе понятие обо всем этом, надо обратиться к помощи другой науки, народоведения (этнологии), которая изучает быт современных нам народов разных частей света. Особенно важно узнать устройство и понятия тех из них, которые отстали в своем развитии, находятся в диком или варварском состоянии. Нетрудно заметить, что остатки старины в Европе очень похожи на предметы обихода нынешних дикарей и полудикарей Австралии, Америки, Африки; можно думать, что так же похожи между собою оказались бы понятия, устройство, обычаи тех и других. Можно заключить, что у старинных европейцев были те самые порядки и верования, какие встречаются у краснокожих Америки, у австралийцев и др.
Пещерные люди. Самые старинные поселения отстоят от нашего времени на многие десятки тысяч лет. Сначала в Европе был теплый и влажный климат. О людях этой поры мы почти ничего не знаем: в глубоких слоях земли находят груды заостренных камешков, похожих на орудия, но еще не открыли человеческих останков. Позднее громадные льды надолго закрыли больше половины Европы; остатки ледников до сих пор лежат на высоких гребнях Альп. Когда лед отступил к северу, в наших странах еще несколько тысячелетий стояли холода. В эту пору в Европе водились крупные звери, которые теперь исчезли или стали очень редки: носорог, мамонт, т. е. слон с густой длинной шерстью и сильно загнутыми клыками, бизон, громадный древний бык, кабан, крупный (так наз. теперь северный) олень, пещерный лев и пещерный медведь.
О дикарях этого времени можно составить себе понятие. В глубоких засыпанных пещерах откапывают их скелеты, груды осколков, служивших им орудиями, отбросы, по которым видно, что они употребляли в пищу. Жизнь этих людей была окружена опасностями; средства их пропитания были очень скудны. Мужчины выходили на охоту, выстерегали зверя, загоняли и убивали дубиной, колом, острой костью или камнем. Они бросались на свежеубитую дичь, вырезывали кости и жадно высасывали из них теплый мозг. Женщины оставались около жилищ, собирали ягоды, дикорастущие плоды и семена, выкапывали из земли коренья. Сами пещеры, где укрывался человек от холода и непогоды, были небезопасны: иногда ему удавалось отбить жилище у зверя, но нередко и сам он должен был уступать место более страшному сопернику. Пещерный человек не знал одежды. От холода он укрывался содранной с животного шкурой; длинные волосы его развевались по ветру. Свое тело он натирал краской или накалывал на нем рисунки. В жизни его не было постоянства: истребивши дичь в соседнем лесу, он вынужден был бросать жилище и искать нового. Часто он подолгу голодал; зато, когда доставалась богатая добыча, он поедал ее с дикой жадностью, забывая сделать запас. Сон его был мутный и тяжелый. Он мало и отрывисто говорил; небесные явления не занимали его. Он не различал добрых и злых поступков, не помышлял о карающем божестве, не задавал себе вопроса, откуда происходит все окружающее, кто правит видимым ему миром. Он умел только шумно радоваться, когда была удача, и тяжело стонать, когда его постигало несчастье.
Роберт Виппер - Древний мир
М.: ООО «Библия для всех» - электронное издание, 2022
ISBN 978-5-00180-550-2
Роберт Виппер - Древний мир - Содержание
- Глава I. Старинная Европа
- Глава II. Восток. От 3000 до 600 г. до н. э.
- Глава III. Греческая старина. 1000-700 гг. до н. э.
- Глава IV. Греческие города и персидская держава. 700-480 гг. до н. э.
- Глава V. Афины. 480-400 гг. до н. э.
- Глава VI. Греки на Востоке. 400-100 гг. до н. э.
- Глава VII. Италия и Рим. 500-270 гг. до н. э.
- Глава VIII. Рим в начале больших завоеваний. 270-130 гг. до н. э.
- Глава IX. Конец республики в Риме. 130-30 гг. до н. э.
- Глава X. Римская империя. 30 г. до н. э. - 200 г. н. э.
- Глава XI. Империя и варвары. 200-400 гг. н. э.
- Глава XII. Варвары на Западе. 400-700 гг. н. э.
Возникновение Римской империи произвело в современном ей культурном мире сильнейшее впечатление. У одного из самых широкообразованных наблюдателей того времени, Полибия, писавшего в 40-х годах II века, когда Рим вступал в новую эру захвата заморских владений, это впечатление отразилось в первых же почти словах его большого исторического труда.
«Едва ли найдется, — говорит Полибий, — человек, настолько легкомысленный и равнодушный к окружающей жизни, который бы не заинтересовался вопросом о том, какими средствами, какими приемами политики римляне в промежуток менее 53 лет (считая с конца 2-й Пунической войны) победили почти все страны населенного мира и подчинили их своей единой власти — факт в истории беспримерный».
Мы выражаем теперь иначе основной исторический вопрос. Мы спрашиваем: какие социальные мотивы, какие группировки интересов вызвали империализм, какие классы направляли страну на политику расширения, и, наконец, уже какая общественно-политическая организация осуществила этот рост колониального могущества? Но мы также исходим от конечного факта и также ищем объяснения его во всей совокупности условий предшествующей поры. Что нам могут в этом отношении дать античные писатели?
Виппер Роберт - Римская цивилизация
М.: Алгоритм, 2017 416 с.
(Величайшие цивилизации мира)
ISBN 978-5-906914-02-6
Виппер Роберт - Римская цивилизация - Содержание
- 1. Рим и Италия до образования империи
- 2. Возникновение империализма и начало римской демократии
- 3. Италийская революция и реакция
- 4. Новый подъем империализма римского капитала
- 5. Образование магнатства
- 6. Последнее выступление демократии
- 7. Подготовка принципата
- 8. Падение республики
- 9. Военный империализм
- 10. Первое десятилетне принципата Августа
- 11. Позднейший принципат Августа
Исследование ставит своей задачей рассматривать религиозные документы как свободные от экстаза произведения человеческого ума и воображения, авторов их - как мастеров слова и стиля, работавших за письменным столом, обращавшихся к определенному кругу читателей и слушателей, и - что особенно важно- как выразителей известных классовых интересов.
Документы раннего христианства были до последнего времени предметом почти исключительно теологического и только отчасти философского изучения; как произведения текущей литературы своей эпохи, как отражение социальных состояний и социальных настроений известного века, ни апокалипсисы, ни послания, ни евангелия совсем не изучались.
Благодаря такой узости и однобокости метода могли удержаться до наших дней суждения о христианстве как единой стройной религии, провозглашенной основоположниками, которые жили в эпоху императоров дома Юлиев-Клавдиев (14—68 гг. н. э.), возвестили новую мораль, незнакомую античному миру, и определили принципы построения новой общественной организации, получившей название вселенской церкви. Миф о первоначальном, чистом, неиспорченном христианстве продолжает и теперь существовать, повторяется не только в вероисповедных кругах, но также молчаливо принимается и учеными либерального образа мысли.
Виппер Р. Ю. - Возникновение христианской литературы
Издательство АН СССР, 1946 г. - 286 с.
Виппер Р. Ю. - Возникновение христианской литературы - Содержание
Часть 1 Предшественники христианства
- 1. Миф о первоначальном христианстве и его разоблачении
- 2. Терминология раннехристианских сочинений
- 3. Пастырь
- 4. Учение двадцати апостолов
- 5. Египетсие предшественники христианства
- 6. Катастрофа иудейства и отражение ее в апокалипсах
- 7. Послания и Евангелия не могли быть составлены раньше 130-140 гг.
Часть 2 Возникновение новозаветной литературы
- 8. Век филантропии и философско-религиозного просветительства
- 9. Хронология новозаветных сочинений
- 10. Послание Варнавы
- 11. Апостол Павел в Посланиях и в Деяниях Апостолов
- 12. Литературная судьба `Посланий апостола Павла
- 13 Гииостицизма, эсхатология и христология Посланий апостола Павла
- 14. Моральные и социально-политические идеи в Посланиях апостола Павла
- 15. Паулинизм и начало историзации образа Иисуса Христа
- 16. Плутарх и составители евангелий
- 17. Демонология и дух пророчества
- 18. Социальные идеи Евангелия от Луки
Категории:
Благодарю сайт за публикацию:
Комментарии
вау. приключения
вау. приключения
спасибо
Спасибо, давно искал.