Немногочисленные сюжеты единоличной трапезы, доминировавшей в искусстве древнего мира, в европейской культуре последующих периодов име-ют скорее сатирический или негативный оттенок — назовем, к примеру, «Чечевичную похлебку» А. Карраччи или «Завтрак аристократа» П.А. Федотова.
Глубинная связь с уже христианизированным пониманием трапезы существует в произведениях мастеров Нового и Новейшего времени, обращавшихся к ней. Поэтика и идеалы раннехристианского искусства оживают позднее в религиозных, а затем и светских, фольклорных, народных сюжетах средневековья и вплоть до наших дней. Столь беглый и краткий очерк значимости темы раннехристианских трапез для истории мирового искусства не может, естественно, дать полного представления об этом предмете. Его глубинный смысл станет более очевидный при анализе памятников, которые будут рассмотрены в нашем исследовании... Прежде чем говорить о теме трапезы в живописи ка-такомб, обратимся к вопросу о происхождении ико-нографии коллективного пира в раннехристианском искусстве. Исследователи раннехристианской культуры давно отметили воздействие на нее эллинистической модели группового портрета или групповых застолий
Тема заупокойного пира в искусстве древнего мира имеет восточные корни. Принимая во внимание этот факт, а также то, что для христианской культуры и изобразительного искусства первых веков восточные традиции имели важное значение, рассмотрим кратко, на нескольких примерах, предысторию вопроса; те сцены, которые можно считать прообразами коллективного пира в искусстве Древнего Востока, а затем и античного мира. Ограничимся произведениями монументальной) искусства, в первую очередь, погребальными рельефами и росписями, родственными по содержанию и смыслу раннехристианским фресковый циклам, сохранившимся в катакомбах. Одно из наиболее ярких проявлений раннехристианской культуры III–IV веков — искусство катакомб, служивших местами погребения и совершения обрядов, прежде всего, поминальных. Христианские катакомбы сохранились в различных регионах мира — на Ближнем Востоке, в Северной Африке, Малой Азии, Северном Причерноморье, в том числе и на территории Крыма.
Воробьева Татьяна Юрьевна - Раннехристианская трапеза: Историко-культурные и историко-художественные связи и параллели
Воробьева Татьяна Юрьевна - Раннехристианская трапеза: Историко-культурные и историко-художественные связи и параллели - Содержание
- Введение
- Глава 1. Истоки иконографии коллективного пира.Тема трапезы в искусстве древнего мира
- Глава 2. Трапеза в системе росписей камеры А 3. Капеллы Таинств
- Глава 3. Смысловые и формальные аспекты темы трапезы в раннехристианском искусстве
- Глава 4. От раннего христианства к Новому времени
Категории:
Благодарю сайт за публикацию:
Комментарии
Сегодня - полный PDF-файл
да, книга - необычная!
Спасибо!