![Вульфиус Александр - Гуманизм, реформация, католическая реформа - Западная Европа в Новое время Вульфиус Александр - Гуманизм, реформация, католическая реформа - Западная Европа в Новое время](https://esxatos.com/sites/default/files/12pict/vulfius-gumanizm-reformaciya-katolicheskaya-reforma-2025.jpg)
Глубокие разломы разорвали преемственность нашей культуры. Некогда могучие корабли мысли, осев в глухих гаванях забвения, ветшают. Издательство «Александрия» приступает к выпуску новой серии под названием «Старая школа». Замысел ее прост: осмотреть и восстановить старые корабли, чтобы задержать стремительную деградацию гуманитарной культуры. Мир не исчерпывается современностью, ограничивать себя ею — значит загонять себя в умственный и культурный тупик. В рассказе Н.С. Лескова «Запечатленный ангел» есть место, в котором с нелицеприятной прямотой старообрядец Марк на слова англичанина, что «в Англии всякая картинка из рода в род сохраняется», говорит о страшной беде нашего народа: «Ну, а у нас, верно, другое образование, и с предковскими преданиями связь рассыпана, дабы все казалось обновленнее, как будто и весь род русский только вчера наседка под крапивой вывела». «Старая школа» призвана связать эпохи и поколения, противопоставить пустому нигилистическому прогрессизму плодотворную традицию.
Мир — это не только совокупность вещей или фактов, но также мысль и разговор. При этом, как писал В.В. Бибихин, наш мир никогда не бывает лучше наших разговоров. Необходимо изменить разговор к лучшему, вернуть в обиход благородные имена и темы, возвысить тон и звучание речи, потому что тем самым может измениться не только восприятие, но и сама действительность. Отсюда вторая идея серии — отвлечься от сиюминутного, остановиться, оглядеться в мире. Русское слово «школа» восходит к греческому «σχολή», что обычно переводят как «досуг», «свободное время праздного человека». Бибихин поправляет: *Схоле в первоначальном смысле не праздность, а задержка (σχολή от σχείν сдержать) в смысле такой остановки в работе, когда, например, пахарь поднимает глаза от плуга и сдерживает на минуту быков. Его внимание, до того целиком занятое ровностью борозды, и сейчас не рассеивается, но, расширяясь, открывается вдруг для множества вещей, горизонта, неба.
Эти новые вещи не безразличны ему, потому что его существо такое, что может быть захвачено не только бороздой, о которой была вся его забота до сих пор. В “схоле”, задержке, слышится смысл не прекращения труда, а такого перерыва, когда человек новыми глазами оглядывает поле, где только что был без остатка сосредоточен на частном». Третья идея состоит в том, чтобы сделать серию слепком трехтысячелетней культуры человечества, и пусть в этом слепке найдут свое отражение все эпохи духовной жизни. Нужно освободиться из-под «власти малого, беспамятного “я”», научиться быть «путником по вселенным» (М.А. Волошин, «Подмастерье»). Иначе мы обречены на унылое умственное несовершеннолетие.
Вульфиус Александр - Гуманизм, реформация, католическая реформа - Западная Европа в Новое время
Серия «Старая школа»
Сост. серии, предисл. и прим. Р.В. Павловского
СПб.: Александрия, 2025, 336 с.
ISBN 978-5-903445-86-8
Вульфиус Александр - Гуманизм, реформация, католическая реформа - Западная Европа в Новое время - Содержание
Р.В. Павловский. От редакции «Старой школы»
РЕЛИГИЯ, ЦЕРКОВЬ И РЕФОРМАЦИЯ
ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ
ГУМАНИЗМ, РЕФОРМАЦИЯ, КАТОЛИЧЕСКАЯ РЕФОРМА
Общие замечания
Глава I. ГУМАНИЗМ, или ВОЗРОЖДЕНИЕ
- 1. Общее понятие и происхождение гуманизма
- 2. Петрарка как тип гуманиста
- 3. Роль классической древности в развитии гуманизма
- 4. Проблемы религиозного содержания гуманизма
- 5. Проблема национального элемента в гуманизме
- Библиография
Глава II. РЕФОРМАЦИЯ
- 1. Общее понятие и происхождение реформации
- 2. Проблема религиозной сущности реформации
- 3. Проблема внецерковной и сектантской реформации
- 4. Проблема отношения реформации к политической, социальной и экономической среде
- 5. Проблема исторической оценки реформации
- Библиография
Глава III. КАТОЛИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ ИЛИ РЕФОРМА
- 1. Общее понятие и происхождение реакции
- 2. Проблема соборная, проблема реформы дисциплины и строя внешнего благочестия в связи с проблемой отношения к протестантизму
- 3. Проблема отношения католической реформации к гуманизму и развитию духовной культуры
- 4. Инквизиция
- 5. Иезуитский орден
- Библиография
ПРИЛОЖЕНИЕ
- ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА В НОВОЕ ВРЕМЯ
- Библиография
- Р. В. Павловский. Отрезвление вечностью: Новое время, современность и негативность
- Примечания
Именной указатель
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: