Яковлев - Исаакиевский кафедральный собор в 1917-1928

Василий Яковлев - Исаакиевский кафедральный собор в 1917-1928 гг.

18 июня 1928 г. вышло постановление Президиума ВЦИК о передаче Исаакиевского собора в Ленинграде «в исключительное пользование Главнауки Наркомпроса РСФСР в качестве музейного памятника». Месяцем позже, 14 июля, Исполком Центрального района расторгнул договор с «двадцаткой» собора, после чего храм и все его имущество было передано Управлению уполномоченного Наркомпроса, а имущество, не представлявшее историко-художественного значения, в Госфонд для реализации 1  . Таким образом, заканчивалась 218-летняя история прихода храма во имя при. Исаакия Далматского и начиналась новая страница его жизни - в качестве музейного объекта. Тем не менее, этим событиям предшествовала более чем десятилетняя история жизни прихода Исаакиевского собора в новых условиях, которые наступили после революционных событий 1917 г. Рассмотрим ее детальнее.

При исследовании вопроса об истории прихода Исаакиевского собора в первое постреволюционное десятилетие представляется немаловажным коротко рассмотреть значение термина «приход» в истории Русской Церкви.

В русском языке слово «приход» в общем церковно-историческом значении означает определенную группу населения с конкретной городской или сельской территории, имеющую свой храм с причтом . Термин восходит к греческому слову παροικία (от греч. παρά - «подле», «возле», «рядом», «вблизи»  + греч. οίκος - «жилище», «дом» ), обозначавшему тип древнехристианской общины во главе с епископом . В отечественных письменных источниках понятие «приход» встречается с конца XV в.

В 1485 г. рязанский князь Иван Васильевич при поручении боярину Иакову Бурмину возвести храм в честь свт. Иоанна Златоуста в Переяславле отмечает: «А приход Златоусту серебренники все, да пищалыцики» . Таким образом, обсуждаемый термин четко фиксируется в источнике. Важно, что в конце XV в. термин «приход» встречается еще в нескольких церковных источниках, что говорит о формировании приходской системы как таковой . Отметим, что до этого времени низшая церковно-административная единица обозначалась терминами «погост», «уезд», «переезд», «предел» (передел)10.

Позднее, в более узком употреблении в документах XVIII-XIX вв. рассматриваемый термин имел несколько родственных значений: низший церковно-административный округ; приписанное к данному округу население; приходскую общину - т. е. причт с прихожанами п. Реже под «приходом» понималось только духовенство той или иной церкви - клир 11  .

Нет сомнения, что в Синодальный период приходы Русской Церкви имели значительную дифференциацию и были далеки от единообразия. Данное обстоятельство было вызвано как историческими, так и социокультурными причинами. Например, приходы различались по времени возникновения, территориальным масштабам (город, квартал, волость, село, деревня и т. п.), количеству храмов, составу духовенства, общественному положению и социальному статусу прихожан    14 15. Кроме этого, имели значение различия в хозяйственных вопросах, традициях, внутриприходских отношениях и т. п.14,15 Однако, вероятно, наибольшие различия крылись в дифференциации городских и сельских приходов . Все эти обстоятельства, помноженные на общественно-политические и социокультурные явления в жизни русского общества рубежа XIX-XX вв., привели, по мнению ряда современных исследователей, к кризису приходской жизни накануне революционных событий 1917 г., который явился частью общецерковного кризиса, произошедшего на закате Синодального периода и истории Российской империи. Подобные выводы обусловили появление в современной историографии таких терминов, как «церковная» и «приходская революция 1917 г.», а также «демократизация Церкви» и «Церковный демократизм» явившееся, по мысли исследователей, ответом на кризисные явления предшествующей эпохи .

Свое определение понятию «приход» дал и Всероссийский поместный собор 1917-1918 гг.: «Приходом в Православной Церкви называется общество православных христиан, состоящее из клира и мирян, пребывающих на определенной местности и объединенных при храме, составляющее часть епархии и находящееся в каноническом управлении своего епархиального архиерея, под руководством поставленного последним священника-настоятеля» .

Принимая во внимание вышесказанное, под понятием «приход Исаакиевского собора в 1917-1928 гг.» мы понимаем сообщество клириков и мирян, связанных с Исаакиевским кафедральным собором, не ограниченных уже, однако, территориальными границами окружающего городского района.

 
 

Василий Яковлев - Исаакиевский кафедральный собор в 1917-1928 гг.: церковная жизнь Петрограда - Ленинграда в условиях исторических испытаний

Санкт-Петербург : Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор», 2021. - 108 с.
ISBN 978-5-907439-15-3

 

Василий Яковлев - Исаакиевский кафедральный собор в 1917-1928 гг. - Содержание

A propos

1917 год: приходская жизнь в условиях новой революционной реальности

1918-1923 гг.: пятилетие принадлежности к Патриаршей Церкви

1923-1928 гг.: Исаакиевский собор - обновленческий

Заключение

Источники

Список литературы

Приложение. Копии документов РГИА, ЦГИА СПб и ЦГА СПб, связанных с историей прихода Исаакиевского собора в 1918-1928 гг.

  • № 1. Прошение Приходского совета Исаакиевского кафедрального собора на имя митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина об изменении проекта приходского устава. 28 января 1918 г
  • № 2. Извещение Городского отдела юстиции настоятелю Исаакиевского собора прот. Л. К. Богоявленскому о назначении приходского собрания для передачи храма в их пользование. 21 ноября 1919 г.
  • № 3. Договор группы граждан на получение в пользование Исаакиевского собора. 21 декабря 1919 г. Петроград
  • № 4. Выписка из журнала заседания Приходского совета Исаакиевского кафедрального собора по вопросу ограбления собора. 1 апреля 1920 г. Петроград
  • № 5. Заявление Приходского совета Исаакиевского собора в Церковный стол Совета рабочих и крестьянских депутатов Центрального района о совершении в соборе в день праздника Корсунской иконы Божьей Матери архиерейского богослужения. 19 октября 1922 г. Петроград
  • № 6. Протокол общего собрания прихожан Исаакиевского собора. 23 июля 1922 г. Петроград
  • № 7. Протокол общего собрания прихожан Исаакиевского собора 15 октября 1922 г. Петроград
  • № 8. Протокол заседания «двадцатки» Исаакиевского собора 25 октября 1922 г. Петроград
  • № 9. Заявление Приходского совета Исаакиевского собора в Церковный стол Исполкома Центрального района о совершении архиерейского богослужения на праздник Рождества Христова и Крещения Господня, а также о разрешении совершения крестного хода на Неву для водоосвящения. 2 января 1923 г.
  • № 10. Заявление в Совдеп Центрального района от Приходского совета Исаакиевского собора (предположительно). 12 марта 1923 г. Петроград
  • №11. Заявление в Отдел управления Центрального района от группы верующих на заключение договора на владение Исаакиевским собором новой «двадцаткой». 10 марта 1923 г. Петроград
  • № 12. Протокол собрания «двадцатки» Исаакиевского собора 18 марта 1923 г. Петроград
  • № 13. Заявление настоятеля Исаакиевского собора П. Чуева секретарю Губернского административного подотдела тов. Смирнову о содержании архитектора Преображенского. 10 апреля 1923 г. Петроград
  • № 14. Заявление «двадцатки» Исаакиевского собора в Административный подотдел Губисполкома о согласии содержания за свой счет архитектора Преображенского в качестве консультанта. 12 апреля 1923 г. Петроград
  • № 15. Извещение Комиссии по изъятию церковных ценностей 11 Городского района об оставлении в Исаакиевском соборе необходимых богослужебных предметов для совершения богослужений. 14 апреля 1923 г. Петроград
  • № 16. Регистрационная карточка диакона Василия Манторова. 24 ноября 1924 г. Ленинград
  • № 17. Регистрационная карточка протоиерея Иоанна Ильинского. 29 апреля 1925 г. Ленинград
  • № 18. Записка прот. Дмитрия Стефановича о том, что желающие вступить в «двадцатку» лица принадлежат к обновленцам. 23 июля 1925 г. Ленинград
  • № 19. Заявление группы верующих в Стол регистрации обществ и союзов Исполкома Центрального района о передаче им в пользование Исаакиевского собора
  • № 20. Выписка из анкеты прот. Дмитрия Стефановича
  • № 21. Выписка из анкеты диак. Семена Верзилова
  • № 22. Выписка из анкеты диак. Василия Манторова
  • № 23. Заявление председателя «двадцатки» Исаакиевского собора А. Г. Кобелева в Церковный стол Центрального района о его выходе из ее состава. 18 ноября 1925 г. Ленинград
  • № 24. Заявление Приходского совета Исаакиевского собора в Церковный стол Центрального района на разрешение организации крестных ходов вокруг собора на Светлой седмице 29 апреля 1926 г. Ленинград
  • № 25. Протокол № 28 заседания президиума «двадцатки» Исаакиевского собора. 19 мая 1926 г. Ленинград
  • № 26. Заявление Приходского совета Исаакиевского собора в Церковный стол Центрального района на разрешение организации крестного хода вокруг собора в храмовый праздник Исаакия Далматского. 9 июня 1926 г. Ленинград
  • № 27. Объяснительная записка секретаря «двадцатки» Исаакиевского собора Наумовой в Стол регистрации обществ и союзов Исполкома Центрального района по вопросу о неаккуратном предоставлении отчетности. 1 июля 1926 г. Ленинград
  • № 28. Заявление Президиума «двадцатки» Исаакиевского собора в Исполком Центрального района по вопросу подчинения в хозяйственных вопросах. 6 июля 1926 г.
  • № 29. Ответ на заявление Президиума «двадцатки» Исаакиевского собора от врио начальника Административного отдела Ленинградского губернского Исполкома Трушина. 24 июля 1926 г. Ленинград
  • № 30. Протокол № 30 заседания «двадцатки» Исаакиевского собора. 30 июля 1926 г. Ленинград
  • №31. Заявление «двадцатки» Исаакиевского собора в Административный отдел Ленинградского губернского Исполкома (без даты)
  • № 32. Протокол № 34 заседания «двадцатки» Исаакиевского собора 5 декабря 1926 г. Ленинград
  • № 33. Выписка из протокола № 2 заседания Президиума Ленсовета о расторжении договора с «двадцаткой» Исаакиевского собора 26 марта 1927 г. Ленинград
  • № 34. Выписка из протокола № 15 заседания Президиума Всероссийского центрального исполнительного комитета совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов 25 июля 1927 г. Москва
  • № 35. Заявление «двадцатки» Исаакиевского собора в Исполком Центрального района с просьбой о смещении настоятеля собора прот. Льва Теодоровича. 28 сентября 1927 г. Ленинград
  • № 36. Выписка из протокола № 61 заседания Президиума Всероссийского центрального исполнительного комитета советов (заседание от 18 июня 1928 г.). 26 июня 1928 г. Москва
  • № 37. Отношение Общего подотдела Административного отдела Ленсовета в Центральный райсовет об изъятии Исаакиевского собора у «двадцатки». 12 июля 1928 г. Ленингра
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Голосов еще нет
Аватар пользователя brat Maksim