Яковлева - Реализм в русской живописи

Яковлева Н. А. - Реализм в русской живописи - Опыт жанровой хронотипологии
Русская реалистическая живопись XIX века — одна из вершин отечественного искусства, важный его вклад в сокровищницу мировой культуры. Совсем не так давно — на памяти моего поколения — эта истина имела статус официальной доктрины, так что приближенность к реализму или удаленность от него были критериями оценки качества любого произведения искусства — от древнейших времен и до наших дней. Магистральное направление художественного процесса рассматривалось при этом как восхождение к вершине — реализму, всякое отступление от коего — «шаг вправо — шаг влево» — расценивалось как крамола, достойная поругания и забвения. При этом на вершине всего мирового искусства, естественно, сиял обласканный властями социалистический реализм.
 
Скрыто формировавшееся в художественном сознании, особенно активно с конца 1950-х годов неприятие официальных доктрин любого рода имело следствием охлаждение искусствоведов, особенно молодых, к живописному наследию русских реалистов XIX века.
 
Положение усугубилось в постсоветские годы. Деформированные властью в начале 1930-х годов художественный процесс и научное искусствоведение взывали к сердцам художников и умам искусствоведов: началось «связывание концов» в художественной практике и заполнение лакун в науке об искусстве.
 
Искусство, долгие годы сдерживаемое извне, отреагировало на свободу бурной эйфорией с «повторением задов» отечественного и зарубежного искусства — и со вполне предсказуемыми результатами и последствиями.
 
Искусствознание, естественно и справедливо, почло первоочередными задачами заполнение тех пробелов, которые образовались в истории отечественного искусства по идеологическим причинам: оживилась медиевистика, новые возможности обрело изучение искусства русского зарубежья.
 
Но едва ли не главным предметом изучения стало «запасное», дремавшее под замком в дальних запасниках музеев искусство, и если изучение импрессионистов, символистов и мастеров «Мира искусства» начали еще советские ученые во времена оттепели 1960-х, то теперь дошло дело и до авангарда. До Филонова, вытаскивавшего из магмы собственного сверхсознания протообразы людей и предметов. До беспредметной живописи, бывшей под замком (в самом прямом смысле слова) вплоть до последних десятилетий ХХ века.
 

Яковлева Н. А. - Реализм в русской живописи - Опыт жанровой хронотипологии

Mонография. — 2-е изд., перераб., доп. — Санкт-Петербург : Лань: Планета музыки, 2021. — 784 с. — Текст : непосредственный.
ISBN 978-5-8114-5398-6 (Изд-во «Лань»)
ISBN 978-5-4495-0632-0 (Изд-во «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»)
 

Яковлева Н. А. - Реализм в русской живописи – Содержание

Посвящение
Введение. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЖАНРОВОГО АНАЛИЗА: ТЕЗАУРУС И ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
Ч А С Т Ь  П Е Р В А Я. Протореалистические тенденции в отечественном искусстве с древнейших времен
  • Г л а в а 1. Историческая динамика художественного образа мира в отечественном искусстве.  Истоки живописных жанров в иконописании и стенописи XVI–XVII веков
  • Г л а в а 2. Портретный (гомоцентрический) этап русской живописи Нового времени (XVII —  первая треть XIX в.)
  • Г л а в а 3. Проблема жанра в русских трактатах об искусстве XVIII — первой половины XIX в.
Ч А С Т Ь  В Т О Р А Я. Система жанров русской реалистической живописи в первой половине XIX века: латентный (эмбриональный) период
  • Г л а в а 4. А. Г. Венецианов и живопись а’la natura: «Сеятель и хранитель» в пространстве русской равнины
  • Г л а в а 5. Творчество П. А. Федотова: дальнейшее расширение предметно-функционального спектра и открытие «временного человека»
  • Г л а в а 6. «Большая форма» К. П. Брюллова, Ф. А. Бруни, А. А. Иванова и формирование русской реалистической живописи
Ч А С Т Ь  Т Р Е Т Ь Я. Рождение реалистической жанровой системы: «обличительный реализм» 1860-х годов
  • Г л а в а 7. «Натуральная школа» и проблема новой живописи в русской художественной критике середины ХIХ столетия
  • Г л а в а 8. «Социальное зло» в жанрах русской живописи шестидесятых годов. Творчество В. Г. Перова
  • Г л а в а 9. Творчество В. Г. Шварца и формирование жанрового репертуара реалистической исторической живописи 1860-х годов
Ч А С Т Ь  Ч Е Т В Е Р Т А Я. «Возвратный портретоцентризм» живописи 1870-х годов: диковинная ирония судьбы или самокоррекция системы?
  • Г л а в а 10. От типа к характеру: возвращение к неповторимой личности в русской реалистической живописи 1870-х годов. Жанровая типология реалистического портрета
  • Г л а в а 11. Личность в социально-бытовом, бытовом и пейзажных жанрах
  • Г л а в а 12. Герой и «антигерой» в жанрах исторической реалистической живописи семидесятых годов
Ч А С Т Ь  П Я Т А Я. История отечества в русской реалистической живописи конца XIX — начала XX века
  • Г л а в а 13. Социально-исторический жанр: «хоровая картина» — «окно в прошлое» — «пластическая концепция»
  • Г л а в а 14. Память этноса в фольклорно-историческом жанре
  • Г л а в а 15. Духовно-нравственное как нравственно-этическое — «полный идеал» в евангельском жанре
Ч А С Т Ь  Ш Е С Т А Я. Энциклопедия русской жизни: современная Россия в реалистической живописи 1880–1890-х годов
  • Г л а в а 16. Современное русское общество и его проблемы в реалистических социально-бытовом и бытовом жанрах
  • Г л а в а 17. Интегративные процессы в системе жанров реалистической живописи. «Романы в красках» В. В. Верещагина
  • Г л а в а 18. «Идея личности » и «форма как смысл духа» в портретных жанрах 1880–1900-х годов
Ч А С Т Ь  С Е Д Ь М А Я. Реализм и жанровый процесс рубежа XIX–XX веков в русской живописи
  • Г л а в а 19. Расцвет пейзажа в русской реалистической живописи рубежа веков как закономерность жанрового процесса
  • Г л а в а 20. Достройка реалистической жанровой системы русской живописи Нового времени. Младореалисты
  • Г л а в а 21. Реализм в жанровом контексте отечественной живописи рубежа Нового и Новейшего времени: к постановке проблемы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
П Р И Л О Ж Е Н И Я
  • Список основных научных и научно-методических трудов по проблеме жанра проф., д-ра искусствоведения Н. А. Яковлевой
  • Жанровая хронотипология: базовая теоретическая модель и ее познавательный потенциал
  • Genre chronological typology: basic theoretical model and its cognitive potential
  • Сокращения
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя brat Vadim