Первый русский перевод известного труда Христоса Яннараса, выдающегося современного православного мыслителя и богослова, профессора философии в Институте политических наук и международных исследований (Афины), автора более 60 сочинений.
Размышляя о положении православной церкви в мире в XX веке, X. Яннарас обращается к истокам библейского и святоотеческого богословия и представляет яркую разработку православного видения истины о человеке и о Церкви. Он стремится восстановить связь богословия с церковным опытом и благочестием, напоминая читателю о том, что в основе церковного единства лежит личностное общение по образу Святой Троицы.
Показывая, что Церковь всегда действует в истории как ответ на конечные вопросы бытия всякого человека, автор книги заставляет вспомнить, почему христианское учение не может быть рассматриваемо просто как эффективный путь достижения социальных целей и чем действительно отличается жизнь христианина от жизни неверующего.
Многие суждения X. Яннараса о конкретных исторических событиях могут показаться далеко не бесспорными — в том числе его оценка развития русской церковной традиции. Однако не эти оценки определяют содержание данной книги, в которой мы встречаемся с острой постановкой серьезных и актуальных вопросов. Эти вопросы нередко находятся вне поля зрения российского церковного читателя, но они чрезвычайно важны для сегодняшней жизни Церкви.
Решение о переводе и публикации книги «Истина и единство Церкви» принято нами по рекомендации самого автора, который считал необходимым представить русскоязычному читателю именно это свое сочинение.
Христос Яннарас - Истина и единство Церкви
Перевод с новогреческого / Под ред. А.В. Маркова
М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2006. - 184 с.
ISBN 5-89100-064-4
Христос Яннарас - Истина и единство Церкви - Содержание
От издателя
Предисловие
Введение. СОЮЗ ЦЕРКВЕЙ И ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ
Глава 1 . ИСТИНА И ЕДИНСТВО
- § 1. Богословие единства
- § 2. Динамика единства
- § 3. Дар единства
Глава 2. ЕДИНСТВО ИСТИНЫ
- § 4. Ересь - разрушение единства
- § 5. Однотипность ересей
- § 6. Церковь и ересь — две несовместимые онтологии
Глава 3. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ЕДИНСТВА
- § 7. Институциализация и секуляризация Церкви
- § 8. Институциализация секуляризации на Западе
- § 9. Цена институциализированного обмирщения
Глава 4. ПРОБЛЕМА ЕДИНСТВА СЕГОДНЯ
- § 10. Единство — это федерация?
- § 11. Кризис и возможности экуменического движения
- § 12. Институт пентархии патриархов сегодня
Именной указатель
Предметный указатель
Христос Яннарас - Истина и единство Церкви - БОГОСЛОВИЕ ЕДИНСТВА
С первого дня своего исторического существования Церковь сознает, что ее единство - не просто результат идейной однородности или организационного устройства. Первые христианские общины появляются в истории не как идеологическое движение, не как социально-классовая организация и не как новый «религиозно-культовый» институт общественной жизни. Название, которое определяет социально-историческую форму первых христианских общин и выражает их сущность, — греческое слово «экклесиа». Оно означает собрание, собранность вместе, давая образец общности и единения людей, предшествующий всякому иному определению.
Церковь есть создание общины, общности, некоего конкретного способа объединения людей. Церковь динамично созидает единство людей не как узаконенное сосуществование или результат объединения на основе идеологических или бытовых предпосылок, но как факт бытия: она созидает единство как онтологическую истину о человеке, как способ существования человека «по природе» и «по истине».
Реальность церковной общины отличается от политических и идеологических способов общественной организации именно онтологическим содержанием того единства, к которому стремится Церковь. Усилия тех или иных человеческих сообществ или общественных групп, отраженные в их программах и политических устремлениях, в идеологических установках и философских декларациях, направлены на улучшение (рациональное или нравственное) условий сосуществования людей, а в конечном счете - на сколь возможно более полное удовлетворение индивидуальных потребностей каждой общественной единицы.
Однако когда конечной целью общественной жизни и ее потенциального улучшения является удовлетворение нужд индивидуума, истина общности людей неизбежно редуцируется к факту сосуществования некоей совокупности индивидуальных личностей. В таком случае общественная жизнь - не более чем эпифеномен объективных институтов, стандартных отношений, закрепленных нормами, совпадения интересов или идейных устремлений.
Иными словами, понимание общественного единства как условности предполагает в качестве дефиниции подлинной сущности человека автономное лицо, индивидуалистически-временной аспект человеческого существования, психологическое «эго», историческое самосознание человека. Способом бытия человека оказывается при этом индивидуальность (биологическая, психологическая, историческая, т. е. всякая единичная индивидуальность), предшествующая условностям общественного сосуществования. Социальность, принадлежность к обществу, даже если она и именуется «отличительным признаком» человека, понимается исключительно как свойство его индивидуальной природы.
Совершенно противоположна этому действительность церковной общины и предполагаемый ею способ бытия человека. Община предполагает динамическое преодоление индивидуальности, выступая как бытийный факт отношений через общение. Цель и сущность человека - общение. Оно и есть действительность личности, образ троичного Бога в человеческой природе, образ, раскрытый в момент основания Церкви.
Основа возникновения Церкви - вочеловечение Бога, воплощение Бога-Слова. Не новое религиозное учение, не новая метафизическая теория, но исторический факт, обладающий конкретными историческими характеристиками, факт, разделяющий всю человеческую историю надвое: когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, в пятнадцатый год правления императора Тиберия, Бог стал Человеком, определенной человеческой Личностью, Иисусом Христом Божиим.
Воплощение Слова созидает Церковь: внутри истории она являет воплощенной истину о Боге и истину о человеке, общий способ бытия Бога и человека, получающий свою ипостась в божественной личности Христа.
Исторический факт вочеловечения Бога с самого начала открывает вневременной образ божественной жизни - любовь (1 Ин 4:8). Любовь не как нравственную характеристику, но как онтологическую реальность, т. е. бытийную истину, истину единства, общности и отношения к другому.
Категории:
Благодарю сайт за публикацию:
Комментарии
спасибо