Сканирование - 2017
Согласно популярному представлению, об истоках иудаизма рассказывают тексты, которые христиане именуют Ветхим Заветом. Однако это представление верно лишь отчасти.
Во-первых, библейские тексты - не исторический труд. Библии чужда концепция «истории» и «историографии» в нашем понимании. Собственно говоря, создателями «критической» истории были греки. Подход же Библии - в основном некритический и наивный. (Хотя отдельные тексты, например, Первая и Вторая книги Маккавейские, содержат несколько больше «истории» в нашем понимании.) Как отмечал еще в середине XX века Герхард фон Рад, Библия представляет собой Geschichte (богословскую историографию), а не Historie (голые исторические факты). Понятие историографии, подчеркивающее научно-критическую оценку событий прошлого, было разработано лишь в XIX веке под влиянием исторического позитивизма.
Во-вторых, историческую достоверность ветхозаветных текстов существенно снижает их поздняя датировка: окончательную форму они обрели никак не раньше персидского периода.
В третьих, библейское повествование об израильской истории, даже если его не рассматривать в свете современных научных данных, часто содержит внутренние противоречия. Достаточно сравнить рассказы Книги Иисуса Навина и Книги Судей о завоевании Ханаана. Или, например, списки израильских племен не всегда упоминают одни и те же двенадцать племен (Быт 49; Числ 1:20-43; 26:5-50; Втор 33).
За решением вопроса об истоках иудаизма необходимо обращаться к ученым - религиоведам, специалистам по библейской экзегезе и палестинской истории.
Что говорит наука об исторической достоверности библейских рассказов?
Наш дальнейший обзор предполагает знакомство с библейским текстом и основами научного подхода к нему. Тем, кто с основами научного подхода не знаком, рекомендуется изучить какое-либо из лучших «Введений в Ветхий Завет».
Глеб Ястребов - Введение в иудаизм - Учебное пособие
Серия «Диалог»
М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2005 - 148 с.
ISBN 5-89647-127-0
Эта книга выросла из курса лекций, читаемого автором в Библейско-богословском институте св. апостола Андрея. Она содержит обзор истории иудаизма в свете научных исследований, а также анализ актуальных проблем современного иудаизма: государство Израиль, богословие после Холокоста, положение женщины, иудео-христианские отношения. В пособие включена подробная аннотированная библиография по каждому разделу.
Глеб Ястребов - Введение в иудаизм - Содержание
- Раздел 1. ИСТОКИ ИУДАИЗМА
- Раздел 2. ИУДАИЗМ ВТОРОГО ХРАМА: ПАТРОН, КЛИЕНТ, ПОСРЕДНИК(И)
- Раздел 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РАВВИНИСТИЧЕСКОГО ИУДАИЗМА
- Раздел 4. ГОСПОДСТВО РАВВИНИСТИЧЕСКОГО ИУДАИЗМА
- Раздел 5. СОВРЕМЕННЫЙ ИУДАИЗМ
- Раздел 6. ХОЛОКОСТ
- Раздел 7. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
- Раздел 8. ЖЕНЩИНЫ
- Раздел 9. ИУДАИЗМ И ХРИСТИАНСТВО
Глеб Ястребов - Введение в иудаизм - Рассказы о патриархах
Какой археологический период соответствует эпохе патриархов? В каком историческом контексте рассказы о них звучат правдоподобно?
Поиски ответов на эти вопросы оказались безрезультатными. Почти полвека назад, в 1960-х годах, известный археолог Уильям Фоксвелл Олбрайт пытался соотносить жизнь Авраама с эпохой Средней Бронзы (XXII-XX века до н. э.). С другой стороны, Беньямин Мазар, родоначальник израильской школы библейской археологии, поместил эпоху патриархов в XI век до н. э. (на тысячу лет позже!).
Многие ученые вообще отвергают мысль, что в рассказах о патриархах может содержаться историческое зерно, или считают его столь малым, что о нем нет смысла и говорить. Распространению резко скептического отношения к этим преданиям во многом способствовали исследования, опубликованные в 1974-1975 годах американскими ветхозаветниками Томасом Томпсоном и Джоном Ван Сетерсом[1].
Существовали ли вообще Авраам, Исаак и Иаков? Некоторая вероятность этого все же остается. Логично предположить: если в XIII веке до н. э. действительно имел место исход небольшой группы еврейских рабов из египетского рабства (см. ниже), то их предки до своего попадания в Египет могли находиться, в частности, и на территории Палестины. Наименее скептические ученые даже считают возможным говорить о реальном существовании Авраама (например, около 1850 года до н. э.), который покинул Ур (территория современного Ирака) и мигрировал в Палестину. Однако, по мнению подавляющего большинства исследователей, если патриархи существовали, то нам ничего достоверного не известно ни о них самих, ни о том, в какое время они жили.
[1] Th. Thompson The Historicity of the Patriarchal Narratives: The Quest for the Historical Abraham. Berlin: de Gruyter, 1974; J. Van Seters Abraham in History and Tradition. New Haven: Yale. 1975.
2013-05-28
Категории:
Благодарю сайт за публикацию:
Комментарии
Спасибо!
Спасибо!
спасибо, что перекачали
Скоро будет файл с нового
Благословений!
Спасибо
спасибо