Юлина - Теология и философия
 в религиозной мысли США XX века

Юлина - Теология и философия
 в религиозной мысли США XX века
В данной работе, являющейся по своему жанру историко-философской, основной акцент сделан на отношении теологии к философии.
 
В ней предпринята попытка на основе критического
 анализа религиозной мысли США XX в. показать парадоксы и
 противоречия сосуществования теологии и философии:
 
теологическую критику философии и одновременно эксплуатацию философии, стремление теологии отстоять свою собственную предметность и постоянное заимствование содержания у философии,
 претензии теологии на мировоззренческий приоритет и ее неспособность выполнять мировоззренческие функции в культуре.
 
 

Юлина Нина Степановна - Теология и философия
 в религиозной мысли США XX века

 
Академия наук СССР
; Институт философии
Издательство «Наука», 1986 г.
 

Юлина Нина  Степановна - Теология и философия
 в религиозной мысли США XX века - Содержание

 
Предисловие    
ГЛАВА I  Отношение теологии и философии:
 исторические корни и современное состояние
          1. Становление проблемы
          2. Секуляризационные процессы и теология
          3. Религиозные традиции в США, теология и философия
ГЛАВА II Теологические течения
 первой половины XX века
         1.  Либеральная теология — этически-прагматический вариант
 антиметафизики.
         2. Неоортодоксия — экзистенциалистский вариант теологии
              а)    Р. Нибур: история против метафизики    
              б)    Антропологическая онтология П. Тиллиха
ГЛАВА III Вторая половина XX века:
 модернизация и радикализация теологии.    
        1. «Религиозное возрождение», секуляризм и парадоксы осмысления религии.
        2. Неопозитивистский «вызов» и теологический анализ религиозного языка    
              а)    Проблема «осмысленности» и «верифицируемости» религиозного языка    
              б)    Теологическая «языковая игра»: «демократия» или «абсолютизм»?
       3. «Неоклассическая метафизика» Ч. Хартсхорна    
              а)    «Теистический рационализм» против теистического иррационализма     
              б)    Метафизика как анализ «неограниченных» высказываний о существовании
              в)    «Процесс-философия» и панпсихизм    
              г)    Доктрина панентеизма    
      4. «Процесс-теология» и проблема зла    
      5.  Теологии секуляризма. Культурологически-прагматическая
 теология X. Кокса    
      6. От «теологии смерти бога» к «теологии конца теологии»    
           а)    Деконструктивизм: давняя традиция или современный
 вызов рационализму?
           б)    «Смерть бога», «воскрешение Слова» и предмет теологии
Заключение  
 

Юлина Нина  Степановна - Теология и философия
 в религиозной мысли США XX века - Отношение теологии и философии:
 исторические корни
и современное состояние

 
Взаимоотношение философии и теологии имеет ряд особенностей, которые уходят корнями в историю европейской культуры, отложились в структурах этих двух дисциплин, их понятийном багаже и языке. И в философии «нагруженность историей»
 незримо присутствует в теории, методах, в выделении собственной сферы деятельности. Проблемы и идеи, сформировавшиеся
 в древности, воспроизводятся в каждую новую эпоху, приобретая
 новый ракурс и новое содержание. В христианской теологии «нагруженность историей» имеет свою специфику в силу той огромной роли, которую в религии играют первичные догматы.
 В любой современной теологической дискуссии вопросы об отношении к «откровениям» первых апостолов, к «священному писанию», к преданиям христианской религии, к учениям «классиков», церковным традициям являются краеугольными камнями,
 отправляясь от которых решаются все другие вопросы, в том
 числе и вопрос об отношении теологии и философии.
 
На протяжении истории христианской мысли в решении этого последнего
 вопроса сложилось несколько «классических» позиций, к которым
 теологическая мысль XX в. постоянно возвращается, либо в плане реставрации, либо с целью ревизии и модернизации. Вот почему обращение к историческим истокам отношения теологии и
 философии является важным условием марксистского исследования ее современного состояния. Понятие «теология», как и понятие «философия», было введено греческими мыслителями. Уже этимология слова говорит о
 том, что содержание теологии дихотомично: в нем имеется как
 бы два этажа.
 
Первый этаж — это «теос» — бог, второй этаж —
 «логос», «слово», т. е. рационально-понятийное рассуждение о
 божественном объекте. Первоначально этот термин не имел
 специфически фидеистического содержания. Аристотель пазывал
 теологами древних поэтов, прославлявших богов, а также тех
 мыслителей, которые занимались космогонией. Теологией он также назвал ту часть своей «первой философии», или метафизики,
 в которой речь шла о вечной, неподвижной и отделенной от чувстпенных вещей сущности — боге. Бог Аристотеля имел ряд
 черт, которые в дальнейшем были использованы для конструирования фидеистического бога; он не сливается с миром, выступает
 как обособленная от видимой действительности первопричина,
 перводвнгатель и цель всего сущего. Можно сказать, используя
 более поздний термин, что он трансцендентен миру. И тем не
 менее бог у Аристотеля еще не имел фидеистического смысла.
 Он никак не был связан с религией. Это не антропоморфный и
 не политеистический бог греческой религии, а философский, точнее метафизический, припцип, выполняющий определенные методологические функции в построении учения о бытии.
 
Познание
 его осуществляется принципиально теми же средствами, которы ми познается и видимый мир. Поэтому теология у Аристотеля
 не противостоит философии, а является ее органической частью. Прежде чем перейти к следующему этапу, когда возникает
 собственно христианское учение о боге, уместно сделать небольшое отступление и порассуждать о различии философского и
 теологического понятий бога. Это различие, на наш взгляд, принципиально (в нашей историко-философской и атеистической литературе оно не всегда фиксируется). Для анализа нашего предмета — отношения теологии и философии — оно имеет особую
 методологическую значимость.В истории европейской мысли длительное время — вплоть до
 XVII—XIX вв.— границы между философским богом и богом
 теологии были зыбки, расплывчаты и неопределенны. Сплошь и
 рядом философы завершали свои спекулятивные построения религиозным понятием бога, а теологи сползали к философскому
 рассуждению о боге. И тем не менее, несмотря на исторический
 факт диффузии теологического и философского «богов», это различие существовало.
 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя denpon