Вашему вниманию предлагается книга, посвященная такой важной и актуальной теме, как христианское учение о человеке. Блаженный Августин в своей «Исповеди» восклицал: «Люди идут дивиться горным высотам, морским валам, речным просторам, океану, объемлющему землю, круговращению звезд,—а себя самих оставляют в стороне!»' И в самом деле, человек есть самое удивительное, что есть в этом мире, и основной и главный интерес христианства и во времена Августина, и в настоящее время заключается именно в человеке — вето очищении и спасении.
На место космологизма (обращенности к космосу), характерного для античного мировоззрения, христианство поставило антропологизм — обращенность к человеку. Как религия личного спасения, оно адресовалось индивидуальному человеку, что нашло свое выражение в концепции личной ответственности, личного бессмертия и индивидуального воздаяния за порогом земной жизни. Без всякого преувеличения можно утверждать, что христианство явило миру не только откровение о Боге, но и новое откровение о человеке, о путях его очищения и спасения. Крайне важен и до сих пор не оценен по достоинству тот факт, что в христианстве существует синтез теологии как учения о Боге и антропологии как учения о человеке, что реализуется в христологии — учении о Богочеловеке Иисусе Христе, который есть воистину Бог и воистину человек (чем христианство принципиально отличается от всех других религиозных направлений).
Зенько Юрий - Православная антропология и психология в практическом изложении
СПб.: «Издательство Олега Абышко», Центр христианской психологии и антропологии, 2019. 800 с.
ISBN 978-5-6042531-6-8
Зенько Юрий - Православная антропология и психология в практическом изложении - Содержание
Иеромонах Мефодий (Зинковский). Предисловие
- Введение
- Плоть, тело, душа, дух
- Христианское учение о душе
- Свойства и качества души
- Методы изучения души
- Происхождение души
- Развитие и совершенствование души
- Силы и органы души
- Ум, разум, рассудок, слово
- Воля, свобода воли, желания
- Чувства, чувствования, эмоции
- Совесть
- Память
- Внимание
- Фантазия, воображение
- Органы чувств
- Душевные состояния
- Внешнее благочестие и душевное расположение
- Душевное устроение
- Самопознание
- Грехопадение и страсти
- Хитрости греха
- Новозаветное учение о любви-агапе
- Критика эротизации христианской любви и узкого ее понимания
- Критика обыденных представлений о любви
- Типы взаимоотношения полов
- Брак и семья
- Девственность, безбрачие, монашество
- Женщины в христианстве Личность: секулярный и христианский подходы
- Развитие личности и души человека
- Законы развития человека
- Сотворение человека по образу Божию
- Учение о сердце: сравнительный анализ
- Христианское учение о сердце: библейский и святоотеческий подход
- Смерть и последующее
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
- 1. Святоотеческая антропология и психология: основные авторы, работы и темы с I по XIV вв
- 2. Современная христианская психология и антропология
- 3. Можно ли православному человеку пользоваться услугами психологов и психотерапевтов?
СПИСОК ОСНОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ САЙТ ЦЕНТРА ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ WWW.XPA-SPB.ru
Зенько Юрий - Православная антропология и психология в практическом изложении - Предисловие
Появление книги подобной тематики в настоящее время является вполне закономерным, ибо можно говорить обо все увеличивающемся интересе к христианской антропологии, церковному, святоотеческому учению о человеке и его душе. Несомненна важность данной проблематики как в церковной среде, так и в области общекультурного, гуманитарного и даже чисто научного знания. Не секрет, что в настоящее время антропологическое и психологическое знание все чаще используется как орудие манипулирования и влияния на отдельных людей и на общество в целом. Та или иная антропологическая концепция приводит к разному пониманию не только человека, но и практически всего остального, поскольку, как это уже было познано древними философами, «человек есть мера всех вещей». С этой точки зрения особую важность представляет именно знание христианской антропологии, которая представляет целостную картину человека в его соотнесенности с другими людьми, миром и главное — с Богом. Невозможно переоценить роль учения о человеке внутри самого христианства: оно, безусловно, связано со всеми основными частями христианского богословия, а также со всеми сторонами практики пастырского окормления и ду- шепопечения. Поэтому неудивительно, что есть богословы (как, например, известный православный мыслитель прот. Иоанн Мейендорф), которые считают, что в настоящее время «богословие должно стать антропологией». В данной книге освещается широкий круг тем христианской антропологии и психологии и что особенно важно—делается это с опорой на святоотеческую традицию.
При рассмотрении сложных проблем и вопросов приводится их подробный и последовательный анализ, с аргументацией различных точек зрения, что призвано позволить читателю сформировать и свое собственное мнение по той или иной проблематике. Позитивным моментом книги является и то, что ее автор отдельное внимание уделяет терминологии христианской антропологии и психологии. Несомненно, что терминология играет в богословии чисто инструментальную роль, однако необходимо признать, насколько важна точность терминологии при изложении богословских истин. Еще до творческого богословско-филологического синтеза отцов-каппадокийцев IV в. стало очевидно, сколь важно точно формулировать и передаватьсмысл тех терминов, которые могут послужить усвоению Божественного откровения сознанием христианина и защите православного богословия от всевозможных еретических искажений. Большое внимание в книге уделяется и христианскому учению о личности. Несомненно, что развитое и системное богословие личности имеет серьезнейшую востребованность в свете новейших достижений науки и медицины, особенно перед все возрастающим в этой связи числом биоэтических проблем в мире, где человека все более окружает атмосфера современных технологий и информационных потоков. Несмотря на всю свою сложность, богословие личности должно участвовать в обсуждении разных концепций человека и может помочь в решении современных проблем человечества. Практическая значимость богословия личности отражается в том, что правильное богословское представление о понятии «личность» оказывается необходимым д ля формирования полноценного богословия обобщенных категорий, таких как «красота», «свобода», «знание», «динамика» и т. д., для адекватного уяснения положений различных сфер богословского святоотеческого Предания, включая аскетику и духовное руководство, а также для адекватной оценки различных культурных, социальных и педагогических явлений. Несомненно, книга известного психолога Ю. М. Зенько будет интересна не только профессионалам, но и самому широкому кругу читателей, как воцерков- ленных, так и еще ищущих свой путь к Богу и Церкви.
Иером. Мефодий (Зинковский), доктор богословия, духовник Православной Дежкой миссии
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: