Первый вопрос, которым задается философ по поводу произведений живописи, или картин, — вопрос об их существовании. Точнее — о способе их существования. О том, чего не существует, и сказать нечего; в абсолютном виде вопрос, реально ли, независимо ли от мышления существуют объекты, называемые нами картинами, является частью общей проблемы существования внешнего мира. С этой точки зрения ответ может быть дан только метафизикой. В таком случае его можно сформулировать, исходя из позиций реализма; или же — критического идеализма, как у Канта; или, наконец, — абсолютного идеализма, как у Беркли.
Но мы не будем обсуждать данную проблему как таковую. Каким бы ни было умозрительное отношение эстетиков к существованию внешнего мира, их практическое к нему отношение совпадает. В плане эмпирического опыта любой эстетик должен оплатить покупку картины или хотя бы посещение художественной выставки; никто из них не признает законной кражу полотна на том основании, что картина нравится; короче, все любители искусства ведут себя так, будто картины - реально сущие, наделенные собственным существованием, независимым от нашего, бытийствующие сами по себе в том, что называют внешним миром. Поступая подобным образом, эстетики ведут себя так, словно их метафизические предпочтения не причастны сфере повседневной жизни. Возникает мысль, что для них, как и для большинства людей, которое не интересуется метафизикой, правильный ответ на вопрос заключается в наивном реализме.
Жильсон Этьен - Живопись и реальность
Пер. с франц. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. — 368 с.
(Серия «Книга света».)
ISBN 5-8243-0498-Х
Жильсон Этьен - Живопись и реальность - Содержание
Предисловие
Глава первая. Существование
- I. Физическое существование
- II. Художественное и эстетическое существование
- III. Существование и присутствие
Глава вторая. Единичность
- I. Материальная причина
- II. Единичность и подлинность
- III. Единичность и особенность
- IV. Жизнь и смерть картин
Глава третья. Искусство и сущее
- I. Специфика пластических искусств
- II. Ничто и творчество
- III. Мир качества
Глава четвертая. Онтогенез картины
- I. Форма и сюжет
-
II. Зачаточные формы и возможные формы
- а) Об эстетическом теоретизировании
- б) Эмбриогения картины
- в) Жизнь и смерть форм
Глава пятая. Живопись и ее объект
- I. Живопись и красота
- II. Картины и картинки
- III. Живописный лабиринт
Глава шестая. Живопись и Слово
- I. Язык и эстетический опыт
- II. Художники и говорящий мир
- III. Удовольствие от живописи
- IV. Живопись и метафизика
Библиография
Примечания переводчика
Указатель имен. Составитель И.А. Осиновская
Жильсон Этьен - Живопись и реальность - Предисловие
В 1955 г. кураторы Фонда Боллингена пригласили нас в Вашингтон, предложив прочесть в Национальной галерее шесть лекций на тему, связанную с изобразительным искусством. Предполагалось, что из них сложится книга, издание которой и являлось конечной целью устроителей. Лекции состоялись, книга же под названием «Painting and Reality» вышла в Нью-Йорке в 1957 г. Настоящий труд не следует рассматривать как ее перевод. Это, скорее, французская версия, написанная в том же духе, но по характеру своему совершенно самостоятельная; вместе с тем, несмотря на необходимые сокращения, дополнения, исправления, теоретическая суть книги осталась неизменной.
Ни в английском, ни во французском вариантах книга не является философским введением в живопись; напротив, это, скорее, «живописное введение» в философию. Мы не задавались целью учить художников их искусству: только они им и владеют. Мы лишь стремились философствовать, основываясь на определенной категории фактов — картинах, и приходя к выводам философского порядка. Мы обращались также к тем литературным текстам, которые оставили нам многие художники, и в первую очередь — к «Дневнику» Эжена Делакруа.
Выдвигаемые нами философские позиции были впервые изложены в статье «Искусство и метафизика», опубликованной в 1915 г. в «Revue de Mйtaphysique et de Morale». О последовательности либо непоследовательности автора, о связях или различиях между книгой и статьей судить скорее
историку идей, чем самому философу, которому его собственное мышление обычно представляется последовательным, в то время как историку там, где отсутствует непоследовательность, почти нечего и сказать. У философии же, при всех ее претензиях, выбор невелик: либо ее предают скорому и глубокому забвению, либо она сама добровольно сдается на милость переменчивой истории. Мудрость состоит в том, чтобы как можно раньше предоставить философию ее собственной судьбе.
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: