Зубер-Яникум - Этапы формирования эсхатологического культа Учителя праведности

Надежда Зубер-Яникум - Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона
Надежда Ефремовна Зубер-Яникум родилась 4 мая 1925 г. в Ленинграде. Ее отец Ефрем (Афраим) Абрамович Зубер был врачом-инфекционистом, полковником медицинской службы, мать Серафима Захаровна Зубер-Яникум заведовала рабфаком ЛЭТИ. Η. Е. училась в школе №2 Куйбышевского района (это бывшая «Анненшуле»). В 1941 г. она поступила на курсы РОКК’а и работала медсестрой сформированного в Вологде санитарного поезда, где ее отец был главврачом. В 1943 г. она окончила среднюю школу и уехала в Челябинск, год училась в медицинском институте, но в апреле 1944 г. вернулась в Ленинград и поступила на исторический факультет ЛГУ.
 
В университете Η. Е. встретилась с замечательными преподавателями. Профессор С. Я. Лурье читал курс истории Греции. Семинару профессора Б. А. Романова Η. Е. обязана умением работать с источниками. «Никогда не читайте историков, пока вы не познакомились с источниками, - учил Романов своих студентов, - дождитесь момента, когда источники сами заговорят с вами, только после этого начинайте читать других историков». Этому правилу Η. Е. следовала всю жизнь. Арабист М.В.Чураков читал лекции по новой и новейшей истории стран Ближнего и Среднего Востока. На III и IV курсе Η. Е. посещала его спецсеминары, посвященные истории Арабского халифата и Египта. М. В. стал руководителем ее дипломной работы.
 
В июне 1949 г., когда Η. Е. получила диплом историка, в стране началась кампания борьбы с космополитами, совпавшая с Ленинградским делом. Из университета уволили С. Я. Лурье, декана истфака Н. А. Корнатовского, подписавшего диплом Η. Е., арестовали. В течение года Н. Е. не могла устроиться на работу, год работала учителем в средней школе поселка Волосово, была школьным библиотекарем в Ленинграде и, наконец, стала преподавать историю в 167-й вечерней средней школе Кировского района, которая позднее объединилась со 164-й школой рабочей молодежи при Ждановском судостроительном заводе. В апреле 1955 г. она вступила в партию и в сентябре 1978 г. вышла на пенсию. Она стала прекрасным педагогом, но настоящим ее призванием была история.
 

Надежда Ефремовна Зубер-Яникум - Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи

СПб., 2002. - 444 с.
ISBN 5-893-29482-3
 

Надежда Ефремовна Зубер-Яникум - Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи - Содержание

Предисловие
ВВЕДЕНИЕ
  • Этика Нового Завета
  • Историческая школа и мифологи
  • Загадка христианства
  • Загадка происхождения христианства
  • Кумран
КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ
  • Догматическая хронология
  • Пророческий монотеизм
  • Маккавейские войны
  • Метод интерпретации и догматическая хронология
  • Реальные политики
  • Кумранские комментарии
  • Устав yahad, Дамасский документ и Комментарий к Хаваккуку
  • Учитель праведности в Дамасском документе
  • Иисус евангельского канона имеет прообразом Учителя праведности Дамасского документа
  • Доктрина искупления Yahad
  • Дуализм и социальная этика
  • Познание истины в Кумране и IV Евангелии
  • Познание истины
  • Искупительная жертва
  • Культ
  • Мидраш Мельхиседек
  • Чин Мельхиседека
  • Дополнение
  • Культ Учителя праведности в Дамасском документе
  • Суд
  • Догматическая хронология
  • Историческая хронология
  • Благословения патриархов и Флорилегиум
  • «Святой виноград Давида» в Дидахе
  • Учитель - гарант эсхатологической хронологии
ДИДАXЕ
  • Дуализм и социальная этика Дидахе
  • Κύριος
  • Мессианская терминология Дидахе
  • Иисус
  • Эсхатология Дидахе
  • Последние времена по Дидахе и Кумрану
  • Эсхатология Дидахе (продолжение)
  • Мессианская терминология Дидахе (продолжение)
  • Трапеза
  • Символика евхаристии Нового Завета
  • Обряд омовения в Дидахе
  • Троица
  • Проблема совмещения функций
  • Культ Учителя праведности
  • Дидахе и Павел
  • Пастырь Гермы
  • Дидахе, Послания и Евангелия
  • Датировка Дидахе
ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ
  • Выступление 27 года
  • Полемика Павла с Иаковом о «делах и вере»
  • Два крещения
  • Учитель праведности и Иисус Христос
  • Галилейская община, Иерусалимский центр, Павел
  • Пасха в культе воплощения Христа
  • Римская община
  • Сикарии
  • Апокрифические Евангелия
  • Иосиф Аримефийский
  • Три дня в Евангелии Петра
  • О датировке Евангелия Петра
  • Три стадии развития культа соответствуют трем формам культа
  • Гностики
КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ
  • Сопоставление ессейско-христианского движения и с.-д
  • Иоанн Креститель
  • Образование Галилейской общины
  • Апостол Петр в евангельском каноне
  • Преображение Христа у синоптиков и отношение к нему Петра, Иакова и Иоанна
  • Предательство Иуды
  • Апостол Петр и Иуда Сикарий
  • К вопросу о наименовании Иуды «Симонов Искариот»
  • Тайная вечеря и миропомазание
  • Тайная вечеря в IV Евангелии
  • «Три дня» Первого послания к коринфянам в канонических Евангелиях и Евангелии Петра
  • Статус Христа в IV Евангелии
  • Статус Мельхиседека
  • Так менялось отношение к суду Божьему
  • «Мировой пожар»
  • Пилат
  • Евангелие от Луки
  • Иродиане
ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ
  • Возникновение ислама
  • Православная церковь
  • Свобода воли и выбора
  • Альтернатива: истина или выгода
ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)
Сокращения
Литература
Указатель источников
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя brat christifid