Герцман - Энциклопедия древнеэллинской и византийской музыки - Цикл лекций по истории и теории античной музыки - Древнеримский Ономастикон

Евгений Владимирович Герцман - Энциклопедия древнеэллинской и византийской музыки
HellenicaЗолотая серия сайта Эсхатос
Издательский проект Quadrivium
 
​Серия HELLENICA
 

Энциклопедия создана для того, чтобы запечатлеть важнейшие сведения по истории музыки греческого народа с древнейших времен до 1453 г., то есть до краха Византийской империи. Если конечная дата представляется ясной и не вызывающей сомнений, то начальную наука не может пока указать с полной уверенностью.
 
Самые ранние сведения о музыке Древней Эллады принято соотносить с так называемой «гомеровской эпохой». Поэтому при установлении «нижней» границы нельзя не учитывать противоречивые и не согласующиеся друг с другом мнения как о времени жизни предполагаемого создателя «Илиады» и «Одиссеи», так и о том, когда происходила описанная им Троянская война. Но поскольку разброс мнений исследователей по этим проблемам составляет 4–5 столетий, то вряд ли
у историка музыки есть возможность указать такую дату с полной ответственностью. Следовательно, не остается ничего другого, как представлять Нынешняя историография фактически исследует жизнь Древней Эллады до времени римского завоевания, то есть до полного подчинения Риму всех греческих областей, что произошло, как принято считать, в 30 г. до н. э.

Однако вся последующая жизнь эллинского народа не отменяла развития его культуры (в том числе и музыкальной), а только способствовала появлению новых ее особенностей, возникших уже в рамках Pax Romana. Поэтому вне зависимости от различных политических пертурбаций их культура продолжала жить и развиваться. То же самое происходило впоследствии после распада Римской империи, в рамках Восточно-Римской, или Византийской империи. Следовательно, если учитывать принятую ныне датировку самых ранних древнеэллинских музыкально-исторических событий, то настоящая Энциклопедия призвана отразить историю музыки эллинского народа в течение 22 столетий — с рубежа VIII/VII вв. до н. э. вплоть до XV в.

Для полноты изложения материала в Энциклопедию включены отдельные статьи, которые формально не соответствуют заявленной тематике, но в действительности самым тесным образом связаны с ней. Речь идет о римских авторах, литературное наследие которых является ценнейшим источником для познания древнеэллинской музыки: Боэций, Витрувий, Калкидий, Кассиодор, Макробий, Марциан Капелла, Фавоний Евлогий, Фульгенций, Цензорин и др. То же самое относится и к их соотечественниам, писавшим по-гречески: Секст Эмпирик, Элиан Клавдий и др. Вместе с тем я не посчитал возможным включить в Энциклопедию статьи о некоторых других знаменитых «латинянах». Например, в ней отсутствуют статьи об Августине Аврелии и Амвросии Медиоланском, поскольку они никак не повлияли на музыкальную культуру Византии.
 
Так, четыре из пяти книг трактата Аврелия Августина «De musica» не имеют непосредственного отношения к музыке, а излагают античную теорию метрики и ритмики. Неудавшуюся попытку приспособить ее к музыке осуществляли и в Древней Элладе, и в Византии (см. Аристоксен, Вакхий, Михаил Пселл, ритмика и др.) без какого-либо влияния сочинения Августина. Что же касается наследия Амвросия Медиоланского, то, согласно источникам, он не занимался непосредственно музыкой, а потому также не мог оказать никакого воздействия на музыкальные традиции, сложившиеся в Византии (даже в том случае, если приписываемые ему слова знаменитого и популярного в Византии гимна «Te Deum laudamus» [«Тебя, Бога, хвалим»] действительно принадлежат ему).
 

Евгений Владимирович Герцман - Энциклопедия древнеэллинской и византийской музыки - Том 1 - А — И

СПб.: Издательский проект «Квадривиум»; Проект Вячеслава Заренкова «Созидающий мир», 2019. — 1072 с.
ISBN 978-5-7164-0915-6
 

Евгений Владимирович Герцман - Энциклопедия древнеэллинской и византийской музыки - Том 2 - К — П

СПб.: Издательский проект «Квадривиум»; Проект Вячеслава Заренкова «Созидающий мир», 2019. — 1136 с.
ISBN 978-5-7164-0919-4
 

Евгений Владимирович Герцман - Энциклопедия древнеэллинской и византийской музыки - Том 3 - Р — Я

СПб.: Издательский проект «Квадривиум»; Проект Вячеслава Заренкова «Созидающий мир», 2019. — 816 с.
ISBN 978-5-7164-0932-3
 
Евгений Владимирович Герцман - Энциклопедия древнеэллинской и византийской музыки - Том 3 - Р — Я
Герцман - Цикл лекций по истории и теории античной музыки
 
Как известно, сформировавшаяся традиция в отечественной музыкальной педагогике сложилась так, что изучаемые периоды истории музыки начинаются лишь с недалеких от нас эпох и только европейской музыкальной культуры. В лучших случаях это до предела краткие сведения о музыке европейского «Средневековья» и так называемого «Возрождения». А более подробное изучение фактически начинается с эпохи, обозначенной как «Барокко».
 
Естественно, что при такой ситуации для будущих музыкантов остаются неизвестными важнейшие материалы, связанные с их профессиональными знаниями, бытовавшими в таких важных музыкальных культурах, как «Древний Китай», «Древняя Япония», «Древняя Корея», «Древняя Индия», «Шумеро-Вавилония» и «Древний Египет». В результате полностью недоступными для познания остаются сведения о последующей исторической эволюции всех перечисленных музыкальных цивилизаций. Более того, при сложившейся в отечественном музыкальном образовании традиции закрытыми для изучения оказались материалы даже о начальных исторических этапах не только древневосточных музыкальных культур, но и важнейшего исторического периода становления и развития нашей европейской музыки. Ведь «Античная музыка», ставшая начальным этапом исторической эволюции европейской музыкальной культуры, также фактичеси исключена из музыкального образования.
 
Конечно, для оправдания сложившейся традиции существует достаточно много «аргументов», которые могут казаться весьма убедительными. Например: зачем будущим педагогам-инструменталистам (пианистам, струнникам, духовикам и ударникам) знакомиться с далекой от нас музыкальной культурой, в сфере которой нашим современникам не нужно будет работать. Особенно такое утверждение может представляться достоверным для тех музыкантов, инструменты которых отсутствовали в древних музыкальных цивилизациях. Что же касается будущих исполнителей и преподавателей, деятельность которых должна быть связана с инструментами, начальные формы которых существовали и в древних музыкальных культурах, то для оправдания сущствующей традиции используют другие «аргументы». Два из них общеизвестны: во-первых, в эпоху Античности использовалась примитивная форма инструментов, не дающая сведений, способных расширить профессионализм наших современников, а во-вторых, исполнявшаяся на этих инструментах музыка не имеет ничего общего с тем музыкальным материалом, который нужно осваивать современным музыкантам.

 

Е. В. Герцман - Цикл лекций по истории и теории античной музыки

(HELLENICA)
СПб.: Издательский проект «Квадривиум», 2021. — 416 с.
ISBN 978-5-7164-1138-8
 

Е. В. Герцман - Цикл лекций по истории и теории античной музыки - Содержание

Предисловие
Лекция 1. Основной метод современного познания античной музыки и его задачи
Лекция 2. Датированные источники, важнейшие для изучения античной музыкальной цивилизации
  • § 1. Пифагорейцы по свидетельствам Никомаха Герасского и Теона Смирнского
  • § 2. Краткий исторический портрет Аристоксена
  • § 3. Общие сведения о трактате Клавдия Птолемея
  • § 4. Источник из Средневековья
  • § 5. Сведения от античного инструментоведа
  • § 6. Еще один источник из Средневековья
Лекция 3. Группа анонимных и недатированных источников
  • § 1. Псевдо-Аристотель
  • § 2. Псевдо-Плутарх
  • § 3. Псевдо-Никомах
  • § 4. Псевдо-Птолемей
  • § 5. Евклид или Клеонид?
Лекция 4. Группа недатированных источников, осуществлявших попытки связать теорию музыки с музыкальной практикой
  • §1. Музыкально-теоретическое наследие «Старца Вакхия»
  • § 2. Анонимы Беллерманна
  • § 3. Аристид Квинтилиан
Лекция 5. Античные вокальные жанры
  • § 1. Сведения из фольклорных источников
  • § 2. Культовые песнопения
  • § 3. «Ном» и его разновидности среди кифародий
  • § 4. «Авлодические номы»
  • § 4. Жанры восхваления
  • § 5. Вокальные жанры разнообразной тематики
Лекция 6. Разновидности «бряцаемых» музыкальных инструментов
  • § 1. Кифара и ее варианты
  • § 2. Лира
  • § 3. Комплекс «псалтириев»
Лекция 7. «Вдуваемые» и «ударяемые» инструменты
  • § 1. Авлос
  • § 2. Разновидности авлосов, указанные Поллуксом
  • § 3. Другая группа разновидностей авлоса, сведения о которой сохранились в письменных памятниках
  • § 4. Варианты «двойного авлоса»
  • § 5. Иная триада «вдуваемых» инструментов
  • § 6. «Ударяемые» инструменты
Лекция 8. Античные инструментальные жанры
  • § 1. Разновидности «авлем»
  • § 2: Инструментальные «номы»
Лекция 9. Музыканты и их специальности
  • § 1. «Аэды» и другие певцы 
  • § 2. «Лиристы»
  • § 3. «Кифаристы»
  • § 3. «Кифаристы»
  • § 4. Кифароды
  • § 5. «Авлеты»
  • § 6. «Авлоды»
  • § 7. «Фонаския»
  • § 8. «Хоравл» и «дидаскал»
Лекция 10. Композиторы и их творчество
  • § 1. Полумифические творцы музыки
  • § 2. Сведения об 11 композиторах
Краткое послесловие

Герцман - Древнеримский Ономастикон
В основе древнегреческого термина «Ономастикон» (’Ονομαστικόν) лежит слово «онома» (όνομα — «имя», «название»). Так назывался в античную эпоху предметный словарь, отличавшийся от алфавитного словаря, который именовался «лексикон» (λεξικόν). Среди дошедших до нашего времени древних «Ономастиконов» сохранилась работа грамматика и лексикографа II в. Поллукса (Pollux), жившего при императоре Ком-моде (172—192 гг.). Настоящее имя Поллукса — Полидевк Юлий (Πολυδεύκης ’Ιούλιος). Долгое время Поллукс жил в Афинах, где и умер на 58-м году жизни, как утверждают историки.
 
Этот древнеримский ученый написал «Ономастикон» на греческом языке, а не на государственном латинском. Таков один из многочисленных подобных фактов, свидетельствующих о том, что когда в период III-II вв. до н. э. Римская империя завоевала Элладу (Древнюю Грецию), то захватчики поняли, что они столкнулись с одной из самых развитых цивилизаций. Это подтверждалось высоким уровнем многих наук, функционировавших в Древней Элладе, и таким же высоким мастерством отличались те, кто работал в сфере искусств и в науках о них.
 

Евгений Владимирович Герцман - Древнеримский «Ономастикон», содержащий бытовавшие сведения об античной музыкальной цивилизации

(Серия "Hellenica")
СПб.: Издательский проект «Квадривиум», 2022. — 176 с.
ISBN 978-5-00207-110-4
 

Евгений Владимирович Герцман - Древнеримский «Ономастикон», содержащий бытовавшие сведения об античной музыкальной цивилизации - Содержание

Начальные сведения об источнике и его авторе
Глава 1. Начальное знакомство с терминологией «Ономастикона», использовавшейся слушателями музыки
Глава 2. Каталог струнных инструментов, зафиксированных в «Ономастиконе»
Глава 3. Попытка дифференцировать струнные инструменты по количеству струн
Глава 4. Возврашение к инструментальной терминологии «Ономастикона»
Глава 5. Три разные проблемы «Ономастикона» в одном разделе
Глава 6. Двадцать три раздела «Ономастикона» о духовых инструментах
Глава 7. Разделы «Ономастикона», посвященные производству авлосов и их разновидностям
Глава 8. «Ономастикон» об изобретателях духовых инструментов
Глава 9. «Ономастикон» о стилях и жанрах инструментальной музыки
Глава 10. «Ономастикон», повторяющий собственные сведения о музыкальных жанрах и инструментах
Краткий вывод
 

Герцман - Византийская псалтика
Общественная жизнь Византийской империи, как средневекового государства, сложилась так, что сохранились, в основном, сведения, касающиеся только одной области музыкальной практики, единственной сферы науки о музыке и одного направления музыкальной педагогики. Непосредственное знакомство с этими источниками показывает, что их создатели отражали исключительно особенности церковной богослужебной музыки и все, что связано с ней.
 
Однако это не означает, что в Византийской империи не существовало иной музыки и педагогики, работающей в сфере так называемой светской музыки. Но, к сожалению, по вполне понятным причинам сведения об этой части музыкальной практики и педагогики почти не фиксировались письменно, и поэтому сохранились лишь редкие и отрывочные упоминания историков об эпизодах нецерковной музыкальной жизни.
 
Все это — следствие особенностей Византийской империи, где христианство было государственной религией, что отразилось и на особенностях музыкальной жизни, в которой почти никогда не прекращалась борьба с языческими традициями или отдельными ее проявлениями. Ведь многие элементы языческого прошлого функционировали в течение длительных столетий и стали частью жизни общества, а поэтому на протяжении долгого периода трудно было от них избавиться, хотя постоянно с ними шла борьба. Причем она осуществлялась в самых разных сферах.
 

Евгений Владимирович Герцман - Византийская псалтика: «Псалтика» — византийская наука о музыке; Музыка в первом европейском словаре

(SERIA BYZANTINA)
СПб.: Издательский проект «Квадривиум», 2021. — 384 с.
ISBN 978-5-7164-1068-8
 

Евгений Герцман - Византийская псалтика: «Псалтика» — византийская наука о музыке; Музыка в первом европейском словаре - Содержание

Введение. Экспозиция темы и общие сведения об источниках 
Глава I. Что такое «псалтика» и каковы ее задачи
§ 1. Главные цели учения о «псалтике» и ее основные категории
§ 2. Система «ихосов» и ее содержание
Глава II. Общевизантийские представления о системе «семадийной» нотации и ее истории
Глава III. Начальная часть теории «семадийной нотографии» 
§ 1. «Исон» и его функции
§ 2. Первая триада «тел» из группы «восходящих тонов»
§ 3. Вторая триада «тел» из группы «восходящих тонов»
§ 4. «Нисходящие тела»
Глава IV. Интервальные действия «духов»
§ 1. Первая пара «духов»
§ 2. Вторая пара «духов»
§ 3. Субгруппа, именовавшаяся «ни “тела”, ни “духи”» 
Глава V. «Большие ипостаси хирономии»
§ 1. «Аргии»
§ 2. «Ипостаси»
Краткая финальная каденция
Приложение. Афон и музыкальная византинистика
Краткая преамбула
§ 1. Общеисторические свидетельства
§ 2. Композиторы на Афоне
Шестистрочный эпилог
МУЗЫКА В ПЕРВОМ ЕВРОПЕЙСКОМ СЛОВАРЕ
Введение. Общие сведения об источнике
Глава I. Виды музыки, а также их создатели и исполнители
§ 1. Основные разновидости музыкального творчества 
§ 2. Исполнители музыкальных жанров
Глава II. Вокальная сфера
§ 1. Общие сведения
§ 2. «Номы»
§ 3. «Пеаны», «трены» и им подобные жанры
§ 4. «Гименей» и «сколий»
§ 5. «Фаллические» песни, «элегии» и «палинодии» 
§ 6. «Эстетерии», «эфимнии» и «бормос»
§ 7. «Литиерс», «ямбы» и аналогичные жанры
§ 8. Хоровая сфера
Глава III. Инструментально-струнная область
§ 1. Краткие сведения об «органике»
§ 2. Об одном предке кифары
§ 3. Инструментальные «теретисмы» и «магадисы»
§ 4. «Псалтинга», «набла», «форминкс» и «скиндапс» 
§ 5. «Азиатская кифара», «черепаха» и «лирофеникс» 
§ 6. «Барбитон», «пектиды» и «самбики»
§ 7. Струнные аксессуары
Глава IV. Инструментально-духовая сфера
§ 1. Разновидности «авлосов» и их сфер музицирования
§ 2. Структурные части авлосов
§ 3. Жанры авлетики
§ 4. Другие духовые инструменты и их сфера музицирования
§ 5. Ударные инструменты
Краткое заключение
Принятые сокращения изданий античных источников
Герцман - Деятели Византийской Церкви о музыке
 
Чтобы обратиться к тематике и проблемам содержания данного издания, необходимо вспомнить основные исторические события, происшедшие в Европе в период ΐν־־ν веков. Как известно, именно в эти времена из-за политических, исторических и прочих многочисленных мероприятий и инцидентов произошло падение знаменитой древней Римской империи. Ни для кого не является секретом, что на протяжении пяти столетий существования этого могучего государства им были завоеваны многие народы. Среди них оказались и древние эллины, которых, по мнению некоторых историков, завоеватели назвали «греками». Хотя, по мнению других историков, это более сложная проблема, требующая дальнейшего изучения.
 
Во всяком случае, сложившаяся в результате таких событий обстановка привела к тому, что большинство завоеванных римлянами народов постоянно стремились к освобождению и делали для этого все возможное. Впоследствии, когда сформировался комплекс неблагоприятных для римлян ситуаций, вплоть до возникновения эпидемии и радикального ослабления римских армий, многие из завоеванных народов стали реализовывать свое стремление освободиться от этих захватчиков, что и привело к финалу Римской империи.
 
Одним из результатов этого исторического события, как известно, стало возникновение не только Западной Римской империи, но и совершенно нового государства, краткий период называвшегося Восточной Римской империей. Однако затем оно получило новое наименование — Византия, от города Византия (Βυζάντιον), располагавшегося в месте соединения Мраморного моря, Босфора и Золотого Рога. Но чтобы не путать название этого государства с главным его городом, столица была названа Константинополем — в честь первого императора, Константина Великого.
 

Евгений Владимирович Герцман - Деятели Византийской Церкви о музыке - учебное пособие

Предисл. Е. М. Гундяевой] ; Санкт-Петербургская духовная академия, факультет церковных искусств. — СПб.: Изд-во СПбДА, 2023. - 212 с.
ISBN 978-5-6050179-1-2
 

Евгений Владимирович Герцман - Деятели Византийской Церкви о музыке – Содержание

Предисловие
Об авторе этой книги
Введение в тему издания
  • Глава 1. Следуя заветам апостола Павла
    • § 1. Начальная византийская история «псалмов»
    • § 2. Переход «гимна» из язычества в христианство
    • § 3. Ранневизантийские представления о «духовной песне»
  • Глава 2. Мученик Иустин Философ и священномученик Игнатий Богоносец
  • Глава 3. Евсевий Памфил и Варлаам Калабрийсий
  • Глава 4. Климент Александрийский
  • Глава 5. Святитель Василий Великий
  • Глава 6. Святитель Григорий Нисский
  • Глава 7. Преподобный Исидор Пелусиот
  • Глава 8. Сократ Схоластик
  • Глава 9. Святитель Иоанн Златоуст
Заключение без выводов
Библиография

Герцман - История музыки - Ранние христиане
Конечно, такой путь имеет свои недостатки, так как никто не может гарантировать, что предлагаемые "заполнения” в достаточной мере соответствуют действительности. Однако, несмотря на столь серьезную опасность, второй способ изложения все же более плодотворен, поскольку он помогает полнее и живее представить себе то, что должно было происходить в музыке тех времен. Будущие же исследования помогут уточнить, что в предложенной реконструкции справедливо, а что — нет. Но читатель не должен трактовать сказанное буквально и рас­считывать, что в этой книге он найдет все о раннехристианской музыке. Такую задачу вряд ли когда-нибудь можно будет решить. Краткость, отрывочность и малочисленность уцелевших свидетельств не дают возможности воссоздать всю картину в целом. Здесь будет осуществлена попытка восстановить лишь отдельные фрагменты, чтобы когда-нибудь, под руками более опытных и более талантливых реставраторов, обладающих несравненно более многочисленными сведениями, они смогли превратиться в широкое мозаичное полотно, призванное запечатлеть музыкальную жизнь ранних христиан во всей ее полноте, насколько будут позволять появившиеся к тому времени материалы. Выбирая для изложения второй способ, я прошу читателя не рассматривать предлагаемые мною реконструкции в качестве художественных очерков, так как эти страницы книги не претендуют на принадлежность к столь высокой категории литературы.
 
Будучи историком музыки, я хорошо понимаю границы своей компетенции и своих возможностей. "Литературные” фрагменты введены в текст только с одной целью: помочь читателю погрузиться в описываемую эпоху, почувствовать отдельные детали той далекой жизни и благодаря этому лучше понять особенности звучавшей тогда музыки, отношение к ней и многие другие подробности, не запечатленные в сохранившихся свидетельствах. При знакомстве с материалом книги необходимо постоянно помнить, что музыка являлась лишь одной из многочисленных граней жизни раннехристианских общин и, конечно, далеко не главной. Чтобы лучше осмыслить эту грань, не следует отделять ее от других. Поэтому пусть читатель не сетует, если некоторые страницы покажутся ему не связанными непосредственно с музыкой. Они введены в текст ради воспроизведения более широкого фона, присутствие которого должно помочь более углубленному пониманию музыки. Кроме того, здесь часто будут приводиться свидетельства ее слушателей. Это важные документы, позволяющие нам проникнуть в ее особенности. К некоторым из них придется обращаться не по одному разу, чтобы с их помощью осветить разные ипостаси звучавшей тогда музыки.
 

Герцман Евгений Владимирович - История музыки - Ранние христиане 

 учебник  для  вузов /   Е.  В.  Герцман.  —  3-е изд.,  испр.  и доп.  —  М.  :  Издательство  Юрайт,  2018. —  304  с.
(Серия : Авторский учебник).
ISBN 978-5-534-05117-9

 

Герцман Евгений Владимирович - История музыки - Ранние христиане - Содержание

К   читателю
Пролог
Беседа I. Ангельская прелюдия
  • Видение Захарии
  • Небесные гимны на земле
  • Пророчество с музыкой
Беседа II.  Задолго до евангелистов
  • У древних стен
  • Песнь Моисея и Мариам
  • Воспоминания о псалмопевце
  • Освящение двух храмов
Беседа III. Четыре евангельских эпизод, а
  • Въезд в Иерусалим
  • Хоровод
  • Погребальная песня
Беседа IV.  Агапы
  • Письмо Плиния Младшего
  • У терапевтов
  • Триада апостола Павла
  • Духовное жертвоприношение
Беседа V.  Песнопения над пусты ней
  • Святой Антоний и другие
  • Смирение страстей
  • Жизнь с псалмодией
  • Рождение певчего
Беседа VI.  Гонения
  • Оргия ненависти
  • Духовная опора
  • Чудо преображения
  • Под сводами катакомб
Беседа VII. За пределам и храма
  • В труде
  • В частной жизни
  • Поел с Миланского эдикта
  • В спорах с еретиков и
  • Уцелевшие реликвии
  • Гимн Святой Троице
Беседа VIII.  Противостояние
  • «Не будьте идолопоклонниками...»
  • От нравов к музыке
  • Долой предметы нечестивых обрядов!
  • Труба судьбы
  • Для примирения прошлого и настоящего
Беседа IX.  Во врем я божественной литургии
  • Диалог с Богом
  • Между молитвами
  • Музыка и слово
  • Звуковые потоки
  • Хор
  • «Аллилуия»
  •  «Ломаные мелосы»
Эпилог
Публикации приводящихся в книге христианских и языческих   источников
Именной   указатель
Новые издания по дисциплине «История музыки» и смежным  дисциплинам

Герцман  - Гимн у истоков Нового Завета

Герцман -  Гимн у истоков Нового Завета

Первое издание этой книги:
 

Герцман Е. В. - Гимн у истоков Нового Завета - Беседы о музыкальной жизни ранних христианских общин

М.: Музыка. 1996. - 288 с., нот.
ISBN 5-7140-0597-Х
 
Книга посвящена изложению истории музыкальной культуры Палестины, Греции и Рима в первые столетия христианства (I-V вв.). В увлекательной форме повествуется о музыкальной жизни ранних христианских общин Средиземноморья и Ближнего Востока.
 
Адресовано широкому кругу читателей, интересующихся историей культуры. религии и музыки, а также специалистам гуманитарных областей знаний.
 
 
 
 
 
 
 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя brat Vital