Макаров Дмитрий - Столкновение исихастов - Паламизм - Мариология Феофана Никейского

Макаров Д. И. - Столкновение исихастов и их противников в Византии XIV века: идейная полемика в эпоху Исихастских споров и ее логические аспекты
Как известно, «XIV век в истории восточного христианства был ознаменован исихастскими спорами, начало которым положила полемика между Григорием Паламой и Варлаамом Калабрийским». Однако ясно и то, что «плод паламитских споров вызревал задолго до столкновения Паламы и Варлаама». Выяснение путей и характера этого вызревания, формирования комплексов идей противоборствующих сторон ещё долгие годы будет оставаться одной из центральных задач систематического богословия, патрологии, истории догматики и византиноведения, с одной стороны, а также истории философии и логики, с другой.
 
Ситуация Византии конца ХIII-ХѴ вв. была во многом сходна со временем появления первоначального монашества, что осознавал св. Григорий Палама как ведущий богослов эпохи. Рушилась многовековая православная Империя, в сердцах людей усиливалось эсхатологическое беспокойство за судьбу Отечества — и мировой истории в целом. Происходил в небывало тяжёлых условиях слом эпох, сопровождавшийся на Западе возникновением и повсеместным распространением духа Ренессанса (поведшего, в конце концов, к вольтерианству, атеизму и масонству), которому в Византии и странах Византийского содружества (Болгария, Сербия, Древняя Русь, Грузия, Молдовалахия) дали решительный отпор. Видимо, именно тогда (в учениях таких вольнодумцев, как Георгий Гемист Плифон, Джордано Бруно, Парацельс и др.) зародилось восприятие современной им — и нам — эпохи как постхристианской. Традиционное Православие как сообщество верных, хранящих веру, догматы и заповеди Господни и соблюдающие их, и Православная Церковь как Тело Христово (Еф. 1: 23) не могли не реагировать на эти вызовы времени и не стремиться «искупить время» — не только аскетическим деланием, интерес к которому в те переломные десятилетия европейской истории небывало возрос, но и отстаиванием истинности вероучения. Ряд мирян (как св. Николай Кавасила) и монахов (св. Григорий Палама, св. Филофей Коккин, св. Каллист Ан- геликуд, Феофан Никейский, Иоанн-Иоасаф Кантакузин и др.), следуя воле Божией, восприняли на себя это тяжкое бремя догматической полемики, нередко (как в случае переписки Паламы с Варлаамом и Акин- дином, а также полемики Феофана Никейского с наследниками эллинских космогоний) переходившей и в философскую.
 
Выдающийся патролог-паламовед Георгиос (Йоргос) Мандзари- дис (род. 1935) дал убедительное объяснение историческому парадоксу Византии XIV в.: чем более неустойчивой становилась судьба земного царства, тем большее количество византийцев (и, добавим, жителей Slavia Orthodoxa) чувствовали жгучую потребность отрешиться от мира, дабы взойти в Царство Небесное.
 
Глубоко верны и следующие слова Г. Мандзаридиса: «Антиисихасты в Византии находили убежище в устоявшихся структурах Православия, тогда как исихасты смотрели на Православие как на живую реальность... Палама проникал сквозь формулы к внутреннему смыслу Предания; он основывал свою позицию на непрерывном опыте жизни в Православной Церкви, не давая себя пленить её внешними формами и объективизациями».
 

Макаров Д. И. - Столкновение исихастов и их противников в Византии XIV века: идейная полемика в эпоху Исихастских споров и ее логические аспекты

Отв. редактор Д. К. Богатырёв. — СПб.: Издательство РХГА, 2023. — 452 с.
ISBN 978-5-907613-85-0
 

Макаров Д. И. - Столкновение исихастов и их противников в Византии XIV века –

Введение
Глава 1. Историко-богословский аспект развития исихастских споров (на примере анализа писаний Никифора Григоры, св. Григория Паламы, Феофана Никейского еі аііогиш)
  • 1.1. Платон, Метохит и начало исихастских споров: К вопросу об образе Варлаама Калабрийского в «Ромейской истории» Никифора Григоры (XI, 10)
    • 1.1.1. Введение
    • 1.1.2. Образ Метохита в «Ромейской истории» Григоры (Некоторые наблюдения)
    • 1.1.3. Григора, Платон и Фреге. Таблица истинности для определений дружбы в «Лисиде»
    • 1.1.4. Образ Варлаама у Григоры: воплощение ложных надежд по Метохиту
  • 1.2. Св. Григорий Палама и Феофан Никейский о Живом Боге как Сущем (Исх. 3: 14) и превосходящем сущность — по энергии
    • 1.2.1. Введение
    • 1.2.2. Св. Григорий Палама и Феофан Никейский об Исх. 3: 14
    • 1.2.3. Феофан Никейский о вечности мира в связи с апологией энергий Божиих: «иной паламизм»?
  • 1.3. Наглядный пример «свершившейся эсхатологии»: образ св. Иоанна Крестителя в истолковании св. Григория Паламы
  • 1.4. Выводы  
Глава 2. Философские основания понятий энергии божией и обожения и логика виртуальных миров (некоторые соображения)
  • 2.1. Введение. Методология исследования  
  • 2.2. Исихазм и логика: к постановке проблемы  
  • 2.3. Энергийный подход в теологии и парадоксы: к погружению в тему  
  • 2.4. Необходимость новой логики
  • 2.5. Вопрос о Боге и бытии в современной философии и культуре  
  • 2.6. Вопрос о личности и свободе  
  • 2.7. Критика некоторых систем современной западной философии
    • 2.7.1. Критика учения позднего Гуссерля («Картезианские медитации»)  
    • 2.7.2. Несколько критических замечаний относительно онтологии А. Бадью  
  • 2.8. К методологии исследования: навстречу сближению научного аппарата философии, богословия, логики и лингвистики  
  • 2.9. Современная логика и лингвистика о виртуальных мирах
    • 2.9.1. Виртуальные миры современной литературы  
    • 2.9.2. Бог, виртуальные миры и богопознание у св. Силуана Афонского  
  • 2.10. Современная семантика и её значение для анализа проблемы бытия Бога. Гипотеза Сепира-Уорфа  
  • 2.11. Исх. 3: 14 в межзаветном иудаизме и византийском христианстве: к новой постановке проблемы  
  • 2.12. Имя Божие как десигнатор. Логико-семантическая экзегеза Исх. 3: 14
    • 2.12.1. X. Патнэм и Е. В. Падучева о референции и темпоральности  
    • 2.12.2. С. Г. Татевосов и теория акциональности: к уяснению специфики бытийного глагола  
    • 2.12.3. От С. Г. Татевосова к Е. В. Падучевой: Парадокс (супер)автореференции Бога и инференция существования  
    • 2.12.4. (Ветхий Завет и Феодор Метохит) ѵs. Марина Цветаева: различные представления о финитностй/ инфинитности бытия  
    • 2.12.5. Семантика и онтология: замечание о перспективе Э. Бенвениста  
    • 2.12.6. Бог, смерть и парадоксы автореференции в русском языке  
  • 2.13. Глагол в номинативных и эргативных языках. Опыт краткого богословско-экзегетического анализа категории глагольности
    • 2.13.1. Введение
    • 2.13.2. Мини-экскурс о баскском языке  
  • 2.14. Исх. 3: 14 на испанском и португальском языках и суперпредикация бытийного глагола  
  • 2.15. Вместо заключения к лингвистико-семантическому разделу...  
  • 2.16. Понятие о теологике. Первые контуры могущей появиться в будущем параконсистентной логики (ПКТЛ)
    • 2.16.1. Введение  
    • 2.16.2. Тождество формул не означает идентичности теорий...  
    • 2.16.3. О паранормальности и незамкнутости ПКТЛ  
    • 2.16.4. Теория множеств и энергия Божия. Квантор Мостовского  
    • 2.16.5. Паламизм и концепт аналитической импликации  
    • 2.16.6. Энергия Божия как суперкумулятивный предикат....  
    • 2.16.7. Несогласие схоластов и антипаламитов с подобной моделью (на примере Жана Буридана)  
  • 2.17. Спор с атеистами, принцип Лукасевича, ПКТЛ и тернарность Бога: грани взаимодействия  
  • 2.18. Некоторые примеры использования модальной логики Аристотеля у Феофана Никейского и св. Григория Паламы. Первый закон ПКТЛ
    • 2.18.1. Версия Феофана Никейского  
    • 2.18.2. Первый закон ПКТЛ и теория множеств Г. Кантора
    • 2.18.3. Феофан Никейский и Шеллинг: совпадение алетической и деонтической модальности в Боге  
    • 2.18.4. Св. Григорий Палама, полемика с Акиндином и первый закон ПКТЛ  
    • 2.18.5. Металогическое противоречие оригенизма  
  • 2.19. Св. Григорий Палама, Юм, Альберт Великий и проблема истинности суждений
    • 2.19.1. Учение св. Григория Паламы и святоотеческой традиции об истинности суждений в записи Г. Приста
    • 2.19.2. Альберт Великий, Юм, нечёткие верования и проблема истинности суждений  
    • 2.19.3. Юм и Палама: к проблеме перекличек в гносеологии
  • 2.20. Спрямляя параконсистентность: логика антипаламитов (на примере Томоса июльского собора 7 г.)  
  • 2.21. Паламитский аргумент-сорит и вопрос о необходимости энергии Божией  
  • 2.22. Нет необходимости в многозначности?  
  • 2.23. Постулаты Билла и Ристолла и переход к теории виртуальных миров
  • 2.24. ПКТЛ о виртуальных мирах
    • 2.24.1. Введение. Виртуальные миры, понятие актуализации и теория Д. Льюиса  
    • 2.24.2. Виртуальные миры и логика непрямых верований Фейгина и Гэльперна  
    • 2.24.3. Парадокс всемогущества и «неявляемое явление» Бога
  • 2.25. Теория виртуальных миров и лингвистика: схема Августина, Жак Деррида и С. Г. Татевосов о преодолении парадоксов  
  • 2.26. Формализация парадокса в рассказе Дино Буццати «Запретное слово» (из сборника «Шестьдесят рассказов», 8)
  • 2.27. ПКТЛ и временная логика Сегерберга-Васюкова
    • 2.27.1. Временная логика Сегерберга в модификации В. Л. Васюкова  
    • 2.27.2. Формальная феноменология В. Л. Васюкова и первый закон ПКТЛ  
  • 2.28. ПКТЛ и логическая семантика Смирновой-Зайцева: о возможных пересечениях  
  • 2.29. ПКТЛ и фрегевская логика Смирнова-Горбатова  
  • 2.30. О возможности доказательства существования Бога в терминах виртуальной логики Ламберта и ван Фраассена и феноменологии В. Л. Васюкова
    • 2.30.1. Бытие Божие на языке Ламберта и ван Фраассена, а также теоретико-игровой семантики  
    • 2.30.2. Опыт Богообщения на языке логики В. Л. Васюкова .  
  • 2.31. Многозначные логики Ж.-И. Безьё и де Моргана и их значение для теологики (некоторые соображения)
    • 2.31.1. Теоремы Безьё и их приложение к ПКТЛ  
    • 2.31.2. Аксиомы де Моргана и логика антипаламитов: к вопросу о структурном сходстве  
    • 2.31.3. Теологика Безьё и доказуемость любви  
  • 2.32. Истинная логика процессов (GPL) Зоста и ПКТЛ: о возможностях соприкосновения  
  • 2.33. Частная проблема: критика Филиокве у Георгия Мосхамбара (1) на языке семантики Крипке  
  • 2.34. Частная проблема логики виртуальных миров: время — ипостась или энергия?  
  • 2.35. Выводы  
Заключение  
Приложение 1  
Список литературы  
Список сокращений

Макаров Дмитрий - Паламизм до святителя Григория Паламы, спор о Филиокве и примат папы в византийской экклесиологии XII–XIV вв.Макаров Дмитрий - Паламизм до святителя Григория Паламы, спор о Филиокве и примат папы в византийской экклесиологии XII–XIV вв.

 отв. ред. Д. С. Бирюков. — Екатеринбург: Екатеринбургская духовная семинария, 2017. — 92 с.
ISBN 978–5-9908364–8-8
 

Макаров Дмитрий - Паламизм до святителя Григория Паламы - Содержание

Введение
1. Спор о Филиокве и развитие протопаламитской и фотианской догматической мысли XII–XIV вв. Связь пневматологии и экклесиологии
  • 1.1. Николай Мефонский, Никита Сеид, Георгий Мосхамбар и Григорий Кипрский: критика Филиокве, учение о перихорезе Лиц Святой Троицы, обожении и дарах Святого Духа
  • 1.1.1. Николай Мефонский и Георгий Мосхамбар о перихорезе Ипостасей Святой Троицы
  • 1.1.2. Никита Сеид: связь учения о перихорезе с греко‑латинской полемикой
  • 1.1.3. Николай Мефонский и Георгий Мосхамбар об обожении и дарах Святого Духа: некоторые замечания
  • 1.2. Иоанн Х Каматир, св. Нил Кавасила и Варлаам Калабрийский: от триадологии и пневматологии — к соборному учению о Церкви и критике римского примата
  • 1.2.1. Нил Кавасила, Варлаам Калабрийский, Никифор Григора и Матфей Властарь: критика папы, общая для паламитов и антипаламитов
  • 1.2.2. Образ Иоанна Векка у униатов и их противников как живая иллюстрация полемики вокруг Филиокве
2. Принцип «экклесиологического Филиокве», его актуализация в переписке Иннокентия III и Иоанна Х Каматира и критика у византийских богословов и полемистов XIII–XIV вв.
  • 2.1. Постановка проблемы
  • 2.2. Георгий Акрополит, Герман II (1223–1240), Георгий Мосхамбар и Варлаам Калабрийский об уделении даров Святого Духа апостолам
  • 2.2.1. Георгий Акрополит и Герман II: Сын как единственный Податель Святого Духа Церкви
  • 2.2.2. Николай Мефонский, Георгий Мосхамбар и Варлаам Калабрийский: от перихорезы Ипостасей Святой Троицы — к равенству святого Петра и прочих апостолов
  • 2.3. Иннокентий III, Иоанн Х Каматир и Варлаам Калабрийский об «экклесиологическом Филиокве»
  • 2.3.1. Экклесиологическая аргументация Иннокентия III
  • 2.3.2. Критика Иоанном Х Каматиром экклесиологии Иннокентия III
Заключение. Св. Максим Исповедник и св. Иоанн Дамаскин: Христос, Его образ и Его Промысл (власть) над Церковью и миром
Приложение
Указатель имен древних и средневековых писателей и церковно-исторических деятелей
Указатель имен современных авторов
Указатель цитат из Священного Писания
Ветхий Завет
Новый Завет
Список сокращений

Дмитрий Макаров - Мариология Феофана Никейского в контексте византийской богословской традиции VII-XIV вв.Дмитрий Макаров - Мариология Феофана Никейского в контексте византийской богословской традиции VII-XIV вв.

СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2015. — 416 с.
Серия «Библиотека христианской мысли. Исследования»
ISBN 978-5-903525-75-1
 

Дмитрий Макаров - Мариология Феофана Никейского в контексте византийской богословской традиции VII-XIV вв. - Содержание

Предисловие
Введение
Мариология Феофана Никейского в ее взаимосвязи с учением о Св. Троице, Воплощении Господнем, о Церкви, Таинствах и человеке
Глава 1. Исторический контекст развития Богородичного богословия Феофана: третий этап исихастских споров и столкновение со схоластикой
  • 1.1. Схоластическая и исихастская экзегеза Ареопагита. Иоанн VI Кантакузин и братья Кидонисы
  • 1.2. Павел Константинопольский как представитель антипаламитского учения о символе
  • 1.3. Феофан Никейский, Димитрий Кидонис и иконоборческая христология
  • 1.4. Феофан Никейский и 7-я «Амбигва к Иоанну» преп. Максима Исповедника
  • 1.5. Иконоборческая христология, Леонтий Византийский... и снова Феофан?
Глава 2. Пневматологические основания мариологии Феофана Никейского
  • 2.1. Триадологические и пневматологические основания мариологии Феофана
  • 2.2. Мариология Феофана Никейского в аспекте взаимосвязи с пневматологией, согласно Похвальному слову Пресвятой Богородице
  • 2.3. Непризнание Непорочного Зачатия. Исторический контекст: полемика св. Филофея Коккина и Иоанна Кантакузина с Димитрием Кидонисом 
  • 2.4. Богородица как Связующее звено между Христом и Церковью. Феофан Никейский и св. Николай Кавасила: некоторые замечания о возможной идейной близости
 
Глава 3. Проблема непосредственных истоков пневматологии Феофана Никейского в ее связи с мариологией (отождествление соответствующих цитат)
Глава 4. Связь мариологии и христологии. Феофан Никейский и 60-й «Вопросоответ к Фалассию» преп. Максима Исповедника
Глава 5. Богородица как Рай, Источник и Подательница даров Св. Духа
Глава 6. Богородица как Святыня: Храм, Обиталище Божие, Кивот и Град Божий
Глава 7. Богородица стоит на границе между Ветхим и Новым Заветами. Богородица как новозаветное Святое Святых
Глава 8. Богородица — «Внутреннейшее завесы»: от мариологии — к экклесиологии. Феофан Никейский и св. Феолипт Филадельфийский
  • 8.1. Паламитская интерпретация цитаты из Пс.-Дионисия Ареопагита (DNII, 8)
  • 8.2. Язык взаимообмена естеств: переклички между мариологией и христологией
Глава 9, Учение Феофана Никейского о Богородице как Отце верующих и Посреднице между Богом и Церковью в деле нашего спасения
Глава 10. Учение Феофана Никейского о «мариологической перихорезе»
  • 10.1. Основания учения о мариологической перихорезе в триадологии Великих Каппадокийцев
  • 10.2. Халкидонская христология как основание учения о мариологической перихорезе
  • 10.3. Феофан Никейский о существе мариологической перихорезы
  • 10.4. Наглядный пример христианизации неоплатонизма: Христос как Единое-Само-по-Себе. Энергийный характер мариологической перихорезы
  • 10.5. Перихореза по гномическому качеству души
Глава 11. A realibus ad realiora: Феофан Никейский и Прохор Кидонис о трезвении и восхождении от чувственного к непосредственному богопознанию
  • 11.1. Богородица как Алтарь и Трапеза. Связь соответствующего учения Феофана с учением о символах Пс.-Дионисия Ареопагита и исихастской экзегезой Ареопагитик
  • 11.2. Прохор Кидонис о трезвении и Богопознании
Глава 12. Богородица как Вершина земной и небесной иерархий. Феофан Никейский и Пс.-Дионисий Ареопагит
  • 12.1. Учение Феофана Никейского о трех чинах христиан и Пс.-Дионисий Ареопагит
  • 12.2. Учение Феофана о Богородице как Небе и Вершине земной и небесной иерархий
  • 12.3. Учение об ангелах как посредниках между Богом и верными
  • 12.4. Учение о Пресвятой Богородице как Посреднице между Богом и иерархиями
  • 12.5. Учение о Пресвятой Богородице как Вершине иерархий ангельских
  • 12.6. Полемика с предполагаемыми оппонентами: к проблеме антиоригенизма Феофана Никейского
  • 12.7. Прочие имена: Богородица как Ангел и Архангел, Воевода, Епископ и Око Премудрости Божией
  • 12.8. Частная проблема: отождествление цитат из Пс.-Дионисия Ареопагита
Глава 13. Учение о символе в Богородичном слове Феофана в его связи с христологией
  • 13.1. Символический аспект Таинства Крещения по учению Феофана....
  • 13.2. Понятие «символ» в христологии Феофана
Глава 14. Феофан Никейский о Таинстве Евхаристии
Глава 15. Основные черты экзегетического метода Феофана Никейского в «Похвальном слове»
  • 15.1. Отождествление двух цитат из св. Максима Исповедника
  • 15.2. Образцы экзегезы Св. Писания в «Слове» Феофана
Глава 16. В завершение: и вновь — про обожение
Вместо заключения 
Приложения
  • Приложение 1. Никифор Влеммид
    • 1.1. Никифор Влеммид. Другие силлогизмы об исхождении Св. Духа
    • 1.2. Никифор Влеммид. Повествование о переговорах с латинянами об унии Церквей в 1234 г. («Автобиография» II, 25-40)
    • 1.3. Никифор Влеммид. Повествование о переговорах с латинянами об унии Церквей в 1250 г. («Автобиография» II, 50-60)
  • Приложение 2. Св. Каллист I Константинопольский. Святейшего патриарха Константинопольского кир Каллиста Сто глав о чистоте души: как она мало-помалу очищается и восходит к созерцанию
  • Приложение 3. Рукописная традиция Слова Феофана Никейского и проблема уточнения текста
Список сокращений
Список литературы
Источники
Современная научная и богословская литература
Указатель имен древних и средневековых авторов
Указатель имен современных авторов

Дмитрий Макаров - Антропология и космология св. Григория Паламы (на примере гомилий)Дмитрий Макаров - Антропология и космология св. Григория Паламы (на примере гомилий)

Серия «Библиотека христианской мысли». Исследования
Санкт-Петербург: «Издательство Олега Абышко», 2003 г. — 544 с.
ISBN 5-7435-0229-3
 

Дмитрий Макаров - Антропология и космология св. Григория Паламы (на примере гомилий) - Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Космологические воззрения св. Григория Паламы в контексте развития восточно-христианской космологии (I-XIVвв.)
Раздел I. Основные вехи развития восточно-христианской космологии (I—XIV вв.)
  • § 1.1. Космология мужей апостольских и апологетов (I-II вв.)
  • § 1.2. Экскурс: учение о стихиях в античности и Византии (до середины XIII в.)
  • § 1.3. Восточно-христианская космология в III-IVвв
  • § 1.4. Космология в средневизантийскую эпоху (VI—XII вв.)
  • §1.5. Развитие космологии в эпоху Никейской империи (1204-1261 гг.)и при династии Палеологов(1261-1453 гг.)
Раздел II. Космологические возрения св. Григория Паламы
  • § 2.1.К анализу языка космологических описаний: о значении слова «космос» в гомилиях
  • § 2.2. Учение о творении мира Богом. Причины и цель творения. Характер присутствия Божия в мире
  • § 2.3. Ангелология св. Григория Паламы
  • § 2.4. Учение о творении мира Богом. Возникновение первооснов: дни первый-третий
  • §2.5. Особая проблема: учение об эфире. Христианский платонизм?
  • §2.6. Учение о творении мира Богом. От хаоса к космосу: единство и гармония в многообразии. Дни четвертый-пятый
  • § 2.7. Человек и его путь в мироздании: peraspera... ad Deum. Дни шестой-седьмой
  • § 2.8. Христианский символизм и его преломление в космологии св. Григория Паламы
  • § 2.9. Отражение античной метеорологической традиции в космологии св. Григория Паламы
  • §2.10. Нумерология св. Григория Паламы. Космос как проекция божественного совершенства. Модификация картины мира
ГЛАВА ВТОРАЯ. Антропологические воззрения св. Григория Паламы
  • § 1. Сотворение человека и его цель
  • §2. Состав и устроение человеческого естества
  • § 3. Ситуация человеческого существования: Грех. Грехопадение. Смертность
  • § 4. Учение о страстях и их генезисе. Характеристика и классификация страстей
  • § 5. Возможность очищения от страстей и греха. Христологические основания спасения
  • § 6. Путь спасения как следование за Христом. Учение о добродетели. Классификация добродетелей
  • § 7. Сотериология sub specie eschatologiae: учение об умной молитве и единстве с Богом через просветление
  • § 8. Наглядный пример «свершившейся эсхатологии»: образ св. Иоанна Крестителя в истолковании св. Григория Паламы
  • §9. Некоторые итоги
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Отражение в гомилиях св. Григория Паламы современной ему социально-политической и культурной действительности
  • § 1. Гомилии св. Григория Паламы как источник по истории восстания зилотов
  • § 2. Черты концепции социального мира в гомилиях св. Григория Паламы
  • § 3. Проблемы экономического неравенства в трактовке Паламы. Зарождение идеи реформизма?
  • §4. Экономические воззрения св. Григория Паламы
  • § 5. Социальная структура фессалоникийского общества 1350-х гг. по данным гомилий Паламы
  • § 6. Политические воззрения Паламы: черты концепции симфонии?
  • § 7. Бытовое и обрядовое поведение средних и низших слоев города в освещении гомилий Паламы
  • §8. Некоторые итоги
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Риторико-стилистическое оформление гомилий св. Григория Паламы (Предварительные замечания)
  • § 1. Некоторые вводные замечания: к теории и методологии литературоведческого анализа гомилий св. Григория Паламы
  • § 2. Выделение и анализ основных риторических формул в гомилиях: от слова к Логосу
  • §3. Вместо заключения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ. Св. Григорий Палама. Три главы о молитве и чистоте сердца (Перевод Д. И. Макарова)
БЛАГОДАРНОСТИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя brat Vadim