Сидаш - Чтения о начале Акадэмии

Сидаш Тарас - Чтения о начале Акадэмии
HellenicaЗолотая серия сайта Эсхатос
Издательский проект Quadrivium
 
​Серия HELLENICA
 
 

«Чтения о начале Акадэмии» продолжают исследование, начатое в цикле лекций «Чтения о Сократе» (СПб., 2023). Это вторая часть трёхчастного труда, посвящённого сократическим (или, скажем осторожнее, не связанным прямо с пифагорейско-элеатским проектом) диалогам Платона. План этого исследования был изложен в «Чтениях о Сократе» (с. 203–205) — и мы, по мере сил, ему следуем. Конечно, правильнее всего было бы издать все три части одной книгой, — надеюсь, так когда-нибудь и случится, — однако, по обстоятельствам времени и условиям работы, мы всё же вынуждены предпочесть текущий формат. Это не отменяет того, что, хотя каждая книга трилогии может читаться сама по себе, гораздо более осмысленно читать их все вместе и в надлежащей последовательности.
 
Поскольку после публикации первой книги прошло уже некоторое время, отвечу на чаще всего задаваемый вопрос: кто был моим предшественником, на чьи работы я опираюсь? 
 
Если говорить о философской стороне вопроса, то, в первую очередь, им был сам Платон. Если бы выяснилось, что в философском отношении у этих работ есть другие предшественники, я вряд ли бы озаботился их написанием, не говоря уже о публикации. Что же касается историко-культурологических вопросов, то мои источники, несомненно, хорошо известны читателям: это труды В. В. Латышева, Ф. Ф. Зелинского, А. И. Зайцева, С. С. Аверинцева, Ю. В. Андреева, Э. Д. Фролова, — представителей, главным образом, петербургской историко-филологической школы, создавших тот образ древности, который может уточняться новейшими работами только в деталях. Я благодарен сестрам Иверско-Софрониевой Пустыни, которые были моими первыми и благодарными слушательницами.
 

Сидаш Тарас - Чтения о начале Акадэмии

СПб.: Издательский проект «Квадривиум», 2024, 240 с.
ISBN 978-5-00207-495-2
 

Сидаш Тарас - Чтения о начале Акадэмии - Оглавление

От автора
ВВЕДЕНИЕ
ЧТЕНИЕ ПЕРВОЕ
  • О дельфийском оракуле
  • I. Оракулы в системе эллинского прорицания
    • 1. Жрецы и прорицатели (священники и пророки) в греческой религии
    • 2. Виды мантики и место оракулов среди других видов прорицания
    • 3. Виды оракулов и место Дельфийского Оракула среди них
  • II. Дельфийский Оракул
    • 1. Дельфийский миф и священное место
    • 2. Жрецы, храмовые служители, пифии
      • а. Дельфийский клир
      • б. Пифии
    • 3. Прорицание
      • а. Действия пифии
      • б. Действия вопрошающего и жрецов
    • 4. Политическое значение Дельфийского Оракула
      • а. Теократия в сущности полиса
      • б. Теократия в полисе
      • в. Воздействие на Дельфы эллинских государств
  • Заключение к Первому Чтению
ЧТЕНИЕ ВТОРОЕ
  • Рождение гносеологии
  • Введение
  • I. Менон. О рождении гносеологии из аретологии
    • [Исследование первое]
    • [Исследование второе]
    • [Исследование третье]
  • II. Кратил. Имя и иерархия знания
    • 1. Композиция диалога
    • 2. Игровые мотивы Кратила
    • 3. Первая гипотеза: имена суть имена вещей становящихся; правильность имён состоит в договоре
    • 4. Вторая гипотеза: имена суть имена вещей пребывающих; правильность имени есть мимэсис
    • 5. О наречении имен
    • 6. Заключение к Кратилу
ЧТЕНИЕ ТРЕТЬЕ
  • Отвержение софистики
  • 1. Гиппий Меньший. Комедийное изображение софистики
  • 2. Евтидем
  • 3. Горгий
    • Разговор с Горгием
    • Разговор с Полом
    • Разговор с Калликлом
    • Заключение к диалогу Горгий
  • Заключение к Третьему чтению
ЧТЕНИЕ ЧЕТВЁРТОЕ
  • Эллинская состязательность
  • 1. Понятие об агональности
  • 2. Агональность в эллинской жизни
    • а. Состязательность как порыв к высшему
    • б. Состязательность как срыв
    • в. Состязательность как освобождение
  • 3. Понятие об играх и победителях
  • 4. Агон в сфере интеллектуально-эстетической
    • а. Агон и авторство
    • б. Слава поэтов
    • в. Агон как отец эстетического и знания об эстетическом
    • г. Агон как отец эллинских наук
    • д. Рождение личности
    • е. Агон в философии, диалог у Платона
    • ж. Агональность и философский идиотизм
  • 5. Олимпийские игры
    • а. Общие сведения. Устав о священном перемирии
    • б. Праздничный календарь
    • в. Окрест Альтиса: административный и спортивный комплексы Олимпии
    • г. Альтис: храмовый комплексд. Олимпийский клир. «Эллинские судьи». Полиция
    • е. Атлеты и зрители
    • ж. Состязания
    • з. Награждение
  • Заключение
ЧТЕНИЕ ПЯТОЕ
  • Эстетика раннего платонизма
    • 1. Ион. О движущей силе поэзии
    • 2. Гиппий Больший. Что есть красота?
    • 3. Менексен. Афины, которые мы потеряли
  • Заключение
ЧТЕНИЕ ШЕСТОЕ
  • Место Акадэмии среди негосударственных обществ Афин
  • I. Политические общества
    • 1. Провластные общества. Спартанские и критские сисситии, проспартанские гетерии
    • 2. Оппозиционные к власти политические общества
      • а. Тайное общество (гетерия) как необходимое условие любой долговременной политики в условиях античной демократии
      • б. Афинские гетерии: антидемократичность и антинародность
      • в. Устройство афинских гетерий, связанные с историей философии аспекты их обихода
  • II. Профессионально-религиозные союзы
  • III. Религиозные общества
    • 1. Союзы оргеонов
    • 2. Союзы эранистов
    • 3. Фиасы
  • IV. Акадэмия как фиас
    • 1. Место и до-акадэмические постройки
    • 2. Приобретение «садика» и дальнейшее строительство
    • 3. Акадэмия как собственность. Финансирование Акадэмии
    • 4. Состав Акадэмии и акадэмический образ жизни
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • 1. Социокультурные основания Акадэмии
  • 2. Что преподавалось в ранней Акадэмии
    • а. Аретология при начале Акадэмии
    • б. Гносеологическое учение при начале Акадэмии
    • в. Эстетика
Приложение. Законодательство Драконта
Схемы
 
 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (4 votes)
Аватар пользователя brat Andron