Васильева - «В темнице был, и вы пришли ко Мне...»

Васильева Светлана Анатольевна - «В темнице был, и вы пришли ко Мне...» - история зарождения практики тюремного служения в протестантской традиции
Английское уголовное правосудие XVIII в. завоевало примечательное реноме равно как юридического, так и социально-культурного феномена. «Брендом» правоохранительной системы Англии Нового времени стал «Кровавый кодекс» — уголовное законодательство, по которому высшая мера наказания (смертная казнь через повешение) применялась как панацея против всех совершенных проступков, начиная от кражи носового платка стоимостью в пять шиллингов и заканчивая жестоким убийством. В свое время знаменитый судья Верховного суда Великобритании, автор внушительного труда «Общий обзор уголовного законодательства Англии» (1863 г.) сэр Джеймс Стивен оценивал законодательство XVIII столетия как «самое нелепое, самое безответственное и самое жестокое, которое когда-либо позорило цивилизованную страну». 
 
Историки права досконально описали юридический дискурс эпохи «Кровавых кодексов». В XVIII в. Англия столкнулась с прогрессирующим ростом преступности. Поскольку уголовное правосудие того времени наследовало юриспруденции Средних веков, в рамках которой наказание рассматривалось преимущественно с точки зрения его карательной функции как симметричный ответ на преступление, результатом роста преступности и неспособности правоохранительных органов с ней справиться стала резкая эскалация применения высшей меры — смертной казни — как «универсальный ответ» на рост преступности. Это привело к тому, что XVIII столетие Англия встретила с уголовным кодексом, в котором смертная казнь полагалась примерно за 50 видов преступлений, завершила же век списком, возросшим более чем в четыре раза! Бурный рост преступности и отсутствие инновационных методов борьбы с преступностью помогают частично осмыслить логику властей, которые, за неимением альтернативы существующей системе наказаний, придерживались экстенсивного пути. 
 
Юридический феномен эпохи состоял в том, что количество отступлений от «Кровавых кодексов» росло в геометрической прогрессии от числа «кровавых статутов», расширявших сферу применения смертной казни. Отечественный историк права А. Кистяковский в диссертационном исследовании о смертной казни приводит такие данные: в Лондоне с 1749 по 1772 г. было приговорено к смертной казни 1 тыс. 121 человек, из них действительно казнены 678 человек1. Британская историография оперирует данными исследователя В. Гэтрелла: по его подсчетам, в Англии в период между 1780 и 1830 гг. к смертной казни были приговорены 35000 человек, но фактически в исполнение была приведена только пятая часть приговоров. Британский историк Дж. Тревельян окрестил этот феномен «нелогичным хаосом английских законов» и подчеркнул двойственность социального контекста рассматриваемой проблемы, когда «следствием возрастающей строгости законов в этом постепенно становившемся более гуманным веке было то, что присяжные часто отказывались признавать людей виновными в небольших преступлениях, которые привели бы их на эшафот». 
 
Теоретические и идеологические основы движения против смертной казни были заложены в знаменитом труде итальянского философа Чезаре Беккариа «О преступлениях и наказаниях», опубликованном в 1764 г. Просветитель выступал с жесткой критикой современных ему уголовных кодексов Европы, протестовал против применения мучительных пыток и выдвигал убедительную аргументацию в пользу отмены смертной казни. Ч. Беккариа утверждал, что гораздо эффективней заниматься превенцией и профилактикой преступления, нежели дальше совершенствовать систему суровых наказаний — наследия Средних веков.
 

Васильева Светлана Анатольевна - «В темнице был, и вы пришли ко Мне...» - история зарождения практики тюремного служения в протестантской традиции и его влияние на ход пенитенциарных реформ в Америке, Европе и России 

Москва: Академия ФСИН России: Проспект, 2019. — 184 с. 
ISBN 978-5-392-30566-7 (Проспект) 
ISBN 978-5-7743-0922-1 (Академия ФСИН России) 
 

Васильева Светлана Анатольевна - «В темнице был, и вы пришли ко Мне...» - история зарождения практики тюремного служения в протестантской традиции и его влияние на ход пенитенциарных реформ в Америке, Европе и России - Содержание

Предисловие 
Введение  
Глава 1. СКЛАДЫВАНИЕ ТРАДИЦИЙ ПАСТЫРСКОГО ПОПЕЧЕНИЯ О ЗАКЛЮЧЕННЫХ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ В XVII-НАЧАЛЕ XVIII В. И НАЧАЛО НОРМАТИВНОГО ОФОРМЛЕНИЯ 
  • Тюремное служение как христианская миссия 
  • Тюремное служение как идеологема пенитенциарного реформирования 
  • Тюремное служение как должностные обязанности сотрудника пенитенциарного учреждения 
Глава 2. ПЕРВАЯ ПРАКТИКА ТЮРЕМНОГО СЛУЖЕНИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ И АМЕРИКЕ В УСЛОВИЯХ НАЧАВШЕЙСЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ РЕФОРМЫ 
  • Миссия «Религиозного общества друзей» в тюрьмах Великобритании в начале XIX в
  • Духовное попечение об арестантах в условиях одиночного заключения пенсильванской пенитенциарной системы 
  • Духовное попечение об арестантах в условиях нью-йоркской пенитенциарной системы 
Глава 3. ТЮРЕМНОЕ СЛУЖЕНИЕ КАК РОЛЕВАЯ МОДЕЛЬ ДЛЯ ЕВРОПЕЙСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕФОРМ: РЕЦЕПЦИЯ АНГЛО-АМЕРИКАНСКОГО ОПЫТА 
  • Первые примеры заимствования прогрессивных пенитенциарных практик 
  • Международные тюремные конгрессы: унификация и типизация практики тюремного служения 
  • Соработничество российской государственности и Православной церкви в организации исполнения наказаний: складывание основ и традиций 
Заключение 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 9 (4 votes)
Аватар пользователя brat Aleksey