Значение послания к Римлянам в ряду посланий ап. Павла и в рамках Нового Завета в целом вряд ли можно переоценить. Не случайно оно занимает первое место в каноне: это свидетельствует о том, что, по суждению древней Церкви, именно это послание подходит в наибольшей степени для того, чтобы служить введением в богатый мир идей ап. Павла.
Превосходя другие его послания по объему и содержанию, оно является также и наиболее продуманным творением апостола и представляет собой его сознательное литературное произведение. Это послание — единственное, в котором ап. Павел обращается к общине, ему лично не знакомой.
По свидетельству самого послания, апостол пишет его, планируя свою первую поездку в Рим (1:13; 15:29-32). Независимо от того, как мы понимаем длинный ряд заключительных приветствий в гл. 16, ясно, что с большинством членов римской общины он никогда еще не встречался. Павел излагает здесь свое «евангелие» (2:16; 14:24; ср. Гал 2:2) для аудитории более или менее анонимной, обобщенной и неопределенной, с которой последующие века, — а значит, и мы — могут себя отождествить легче всего.
Перед нами наиболее объективное и обобщенное изложение богословских воззрений ап. Павла.
Послание к Римлянам - Комментарий к греческому тексту - Фаркашфалви Денеш
Центр библейско-патрологических исследований Отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви, 2005
ООО «Империум Пресс», 2005, 128 c.
А. С. Небольсин (текст реферата), 2005
ISBN 5-98179-028-8
Послание к Римлянам - Комментарий к греческому тексту - Фаркашфалви Денеш - Содержание
- Введение (1:1-17)
-
Первая часть. Оправдание по вере грешного человечества?во Христе (1:18-8:38)
- I. Грешное человечество (1:18-3:20)
- II. Оправдание по вере (3:21-4:25)
- III. Жизнь во Христе (5:1-8:39)
- Вторая часть. Судьба Израиля (9:1-11:36)
- Третья часть. Увещание к христианской жизни (12:1-15:13)
- Заключение (15:14-33)
- Рекомендательное письмо (16:1 -23)
- Заключительное благословение (16:25-27)
Послание к Римлянам - Комментарий к греческому тексту - Фаркашфалви Денеш - Значение послания к Римлянам
Ряд важных бо
гословских вопросов в послании почти или совсем не затронут,
например, учение о Евхаристии, о телесном воскресении и при¬
шествии Господа. В то же время наиболее полное, основательное и
систематизированное раскрытие получает здесь универсальная в
пространственном и временном отношении сотериология ап. Павла — важнейшая составляющая его богословия. Возможно,
послание к Римлянам является первым в хронологическом отно
шении литературным памятником, в котором христианство выступает с претензией на то, чтобы быть мировой религией.
Судьба послания в церковной истории показывает, что разные
эпохи вновь и вновь открывали для себя его особую ценность. Для
христианской письменности первых двух веков по степени важ
ности оно, по-видимому, не превосходит другие послания ап. Пав
ла. У Августина, однако, его значение внезапно возрастает. Проб
лематика первородного греха, предопределения, отношения при
роды и благодати, совершенного не по заслугам искупления,
оправдания, заставляют Августина исследовать это творение, хотя
полного комментария к нему он не написал.
В Восточной Церквио возросшем значении послания свидетельствуют тридцать три го
милии свт. Иоанна Златоуста. Систематизирующая мысль средне
вековья также охотно обращается к нему. Достаточно указать на
комментарии Гильома из Сен-Тьерри, Фомы Аквинского и гени
ального еретика Абеляра.
Общеизвестно, что в протестантизме
этому посланию уделяется особое внимание, о чем свидетельству
ют комментарии Лютера и Кальвина, причем последний придал
окончательный вид своим взглядам на предопределение именно в
ходе написания этого комментария. Богословский компендиум
Меланхтона (Loci communes rerum theologicarum, первое изд.
1521 г.) представляет собой разбор по пунктам основных тем пос
лания к Римлянам. Католические богословы Нового времени уде
ляют ему также повышенное внимание. Оно играет значительную
роль в материалах Тридентского и I Ватиканского соборов.
Особое
внимание к этому посланию обнаруживается и в XX веке в равной
степени с католической и с протестантской стороны. Коммента
рий Карла Барта был одной из главных вех протестантского об
новления XX века. В то же время подробный комментарий к пос
ланию написал и пионер католического библейского обновления
М.-Ж. Лагранж. В своем труде он сочетает методы современной
библейской критики с богословской традицией. В ряду новейших
протестантских комментариев выделяются труды Т. Цана (1925),
X. Литцмана (1933), Ч. X. Додда (1941), Ч. К. Барретта (1957) и
Э. Кеземана (1974). Среди современных католических коммента
риев следует отметить труды О. Кусса (1957) и X. Шлира (1979).Очень значительны также исследования С. Лионне, особенно его
небольшая книга о сотериологии послания к Римлянам.
Денеш Фаркашфалви
Автор комментария на послание к Римлянам , реферат которого публикуется ниже — известный современный католический экзегет и библеист Денеш Фаркашфалви (Denes Farkasfalvy). Родился в 1936 г. в Венгрии, с 1956 г. — в эмиграции. Богословское образование получил в Папском университете св. Ансельма и Папском Библейском институте. С 1962 г. живет в США. Настоятель (аббат) цистерцианского монастыря в Далласе (Техас). С 2001 г. член Папской Библейской комиссии.
Основные труды по новозаветной экзегетике и библеистике:
- The Formation of the New Testament Canon: An Ecumenical?Approach. New York, 1983.
- A Rymai level. Bevezetes, fordi'tas es magyarazat. Eisenstadt,?1983.
- L’inspiration de PEcriture Sainte dans le Theologie de Saint?Bernard. Roma, 1964
- Testte valt Szy. T. 1-3. Eisenstadt, 1986-1989.
- Bevezetes az lijszovetsegi szenti'ras konyveihez. Budapest, 1994.
Категории:
Благодарю сайт за публикацию:
Комментарии
Дякую!
Спасибо за DJVU