Андрей Десницкий - Введение в библейскую экзегетику
Андрей Десницкий - Введение в библейскую экзегетику - Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ
ОТ АВТОРА
ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ БИБЛЕЙСКОЙ ЭКЗЕГЕТИКИ
- 1.1. "Что означает этот текст?"
- 1.2. Герменевтические предпосылки экзегетики
- 1.3. Христианские предпосылки экзегетики
ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЭКЗЕГЕТИКИ
- 2.1. Библия истолковывает Библию
- 2.2. Традиционная экзегеза
- 2.3. «Библейская критика» и ее наследство
- 2.4. Современная библеистика
ГЛАВА 3. ПРАКТИКА ЭКЗЕГЕЗЫ
- 3.1. Перед началом работы
- 3.2. Как не надо поступать
- 3.3. Как надо: определение контекста
- 3.4. Определение жанра
- 3.5. Текстологический анализ отрывка
- 3.6. Лингвистический анализ отрывка
- 3.7. Литературно-риторический анализ отрывка
- 3.8. Определение гипотез, их оценка и выбор
3.9. Применение экзегетических выводов на практике
ГЛАВА 4. ПРИМЕРЫ ЭКЗЕГЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
- 4.1. Бытие 6:2 — люди или духи названы «сынами Божьими»?
- 4.2. Исход 4:24-26 — кто такой «жених крови» и причем тут обрезание?
- 4.3. Малахия 2:15а — есть ли вообще смысл у этой фразы?
- 4.4. Мф 5:39а — чему и как не противиться?
- 4.5. 1 Петра 3:19 — где, кому и что возвещал Христос?
- 4.6. 1 Коринфянам 7:21 — что Павел советует рабам?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Андрей Десницкий - Введение в библейскую экзегетику - Так что же написано в Библии
В Библии написано...» — сплошь и рядом можно услышать такие слова. Но откуда мы знаем, что там написано именно то, что утверждается? Ведь изначально эти слова были сказаны на другом языке, в другое время, другим людям — можем ли мы быть уверены, что мы совершенно точно понимаем их значение? О какой Библии мы вообще ведем речь — о русском Синодальном переводе (далее СП)? Кстати, в протестантских и православных изданиях его состав тоже неодинаков. Но, может быть, в оригинале все звучит совсем иначе — по крайней мере, другой перевод в этом месте существенно отличается от СП?
Всякий может вырвать цитату из контекста, всякий может ее неретолковать по-своему, и кто нам поручится, что верно именно то понимание, а не это? Одни говорят о строгих научных данных, другие настаивают на авторитете многовековой традиции, третьи следуют собственным внутренним озарениям, четвертые — мнению авторитетного наставника, а есть еще и пятые, и шестые, и какие угодно, и все ссылаются на текст Библии и толкуют его настолько по-разному, что порой возникает вопрос: да есть ли у нее вообще какое-то одно значение? Жили же люди безо всякой экзегетики, и часто хорошо жили, праведной и насыщенной жизнью.
Действительно, библейская экзегетика нужна не всем, кто открывает с почтением и интересом толстый том со словом «Библия» на обложке. Может быть, кому-то будет достаточно выводов, сделанных великими людьми прежде него — ведь буквально о каждом стихе Библии написано и сказано невероятно много, и не так уж трудно будет любому читателю найти те слова, которые ему действительно помогут. А кому-то будет проще понимать Библию сердцем, не вникая в различные методы рационального анализа. Вполне возможно, что для такого человека именно это и будет правильным решением.
Но эта книга — для тех, кто хочет попробовать разобраться в разных методах анализа библейского текста. Они действительно очень различны, их выбор определяется во многом взглядами, вкусами, желаниями, навыками самого человека. Как правило, невозможно бывает указать здесь на единственно правильный подход, единственно верный вывод. Но можно попробовать показать, как работают эти подходы, на чем они основаны, какова сфера их применимости, к каким они приводят результатам. Выбор все равно останется за человеком, но этот выбор станет более осознанным и грамотным.
Так что же там написано в Библии? Вот, например, притча о неверном управителе (Лк 16:1-9)[1]. Слуга, поставленный над хозяйством своего господина, проворовался и знал, что скоро лишится доходной должности. Что будет он делать теперь? И вот, призвав должников своего господина, он стал списывать им часть долга. Фактически, он обманул своего господина, и вовсе не в пользу бедных, а в свою собственную пользу: когда его выгонят с работы, они наверняка помогут ему, припомнив, как вместо ста мер масла он снизил их долг до пятидесяти. И Христос приводит такого коррупционера в пример своим ученикам!
Текст притчи, казалось бы, вполне понятен, здесь нет ни одного неясного слова или выражения, все поступки и все детали предельно ясны. Но смысл самой притчи ускользает от нас: ведь не побуждает же Христос Своих учеников обманывать работодателей или владельцев вверенного нам имущества? Один толкователь скажет, что на самом деле воля господина и заключалась в том, чтобы его имущество было роздано бедным, и управитель просто угадал эту тайную волю. Другой не согласится: в притче нет ни малейшего намека на такое понимание! — и скажет, что притча вовсе не рассказывает об образцовом человеке, что это всего лишь житейский пример, призванный проиллюстрировать некую важную мысль.
Но это был еще простой случай — здесь, по крайней мере, кристально ясен текст. А вот в Быт 6:1-4 рассказывается история, в которой все слова по отдельности понятны, но складываются они в странные сочетания: некие «сыны Божьи» стали брать себе в жены «дочерей человеческих», причем в это самое время стали рождаться некие «исполины». О ком идет здесь речь? Одни утверждают, что под «сынами Божьими» подразумеваются падшие ангелы, с которыми юные язычницы вступали в ритуальный брак, а другие — что это потомки Сифа, благочестивого сына Адама и Евы, которые стали брать себе в жены девушек из рода Каина. Совершенно разные толкования!
А в 1 Кор 7:21 неясности возникают уже на уровне отдельных слов. В этом месте апостол дает совет рабам, принявшим христианскую веру. Как им поступить, если представилась возможность получить свободу? Церковнославянский текст Библии говорит: «Аще и можеши свободен быти, больше поработи себе». Современный русский перевод «Радостная Весть» (далее РВ) утверждает ровно противоположное: «Если можешь стать свободным, используй эту возможность». СП здесь двусмыслен: «Если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся». Так какой совет был дан рабам: освобождаться, еще больше порабощать себя или смотреть, что будет лучше в данной ситуации? Какой перевод правилен?
Категории:
Благодарю сайт за публикацию:
Комментарии
Спасибо!
Спасибо!
Павел, так держать! Вот
Павел, так держать! Вот молодец!
Спасибо!
Спасибо!
Модуль отлично дополнен
Модуль отлично дополнен статьями, спасибо!
А возможно стать обладателем
А возможно стать обладателем сборника статей не в модуле? Пожалуйста!
Умеренность - мать добродетелей.
Спасибо!
Спасибо!
Хороший модуль,благослорвений
Хороший модуль,благослорвений!
Одно из лучших, если не
Большое спасибо!
Спасиубо!