Православное богословие
На протяжении многовековой истории Церкви Христовой, от начала ее исторического бытия и до наших дней, она проходит сложный процесс постоянного преодоления вероучительных, канонических и практических заблуждений, затрагивающих фактически все стороны ее существования.
Уже в апостольское время единство веры и единство Церкви Христовой подвергались испытаниям вследствие деятельности лжеучителей и наличия греховных разделений в христианской среде. Об этих лжеучителях и разделениях часто упоминается в апостольских посланиях (например,1 Ин 4, 1; 2 Пет 2, 1; Рим 16, 17). Конечно, не всякий спор вел к разделению и отпадению от Церкви. В некоторых случаях богословские споры служили даже большему углублению в спорный предмет и лучшему выявлению истины. Надлежит быть и разномыслиям между вами, — говорит апостол Павел, — дабы открылись между вами искусные (1 Кор 11, 19). Необходимо, однако, чтобы диалог между разномыслящими велся в духе взаимной любви и сопроиож дался чувством ответственности перед Богом и Церковью. Греховное разномыслие вело к возникновению ересей и от падению от Церкви. История Церкви знает много таких примеров.
В самые первые века существования христианства это были: докетизм (I), монтанизм (II), новатианство (III), арианство и донатизм (IV), несторианство и монофизитство (V), монофедитство (VII), иконоборчество (VIII).
Крупнейшее отпадение от православия западной части христианского мира на почве преувеличенных представлений о власти Римского папы произошло в XI в.
В XVI в. от Римско-католической Церкви отделились в результате реформационного движения протестанты (лютеране, кальвинисты, англикане), раздробившиеся потом на ряд конфессий и деноминаций.
Значение ересей и расколов в церковной истории состоит в том, что они побуждали Церковь к более подробному раскрытию и более точному формулированию своего учения, к его систематизации.Следует отметить, что вероучительные споры всегда волновали Восток гораздо больше, чем Римскую Церковь, которая с самого начала более бдительно следила за всем, что касается земного устроения и порядка. Вся тяжесть многовековой борьбы за догматические устои Церкви почти
всецело выстрадана одним греческим Востоком.
Протоиерей Максим Козлов - Западное христианство: взгляд с Востока
Серия «Православное богословие»
Издательство Сретенского монастыря, 2009. — 608 с.
ISBN 978-5-7533-0319-6
Протоиерей Максим Козлов - Западное христианство: взгляд с Востока - Содержание
От автора
Предисловие
Глава I. Введение в сравнительное богословие
- Сравнительное богословие как дисциплина
- Содержание курса и цель изучения
- сравнительного богословия Отношение Православной Церкви к инославным конфессиям
- Три чиноприема инославных
Глава II. Римский католицизм
- Основные догматические и обрядовые отличия римско-католического вероучения
- Римско-католическое учение о власти папы над Церковью
- Римско-католическое учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына (Filioque)
- Римско-католическое учение о спасении
- Римско-католическая сакраментология
- Другие особенности римско католического богословия и церковной практики
- Римско-католическая Церковь после II Ватиканского Собора
- Современное положение и структура Римско-католической Церкви
Глава III Протестантизм
- Римско-католическая Церковь накануне Реформации.
- Место протестантизма в истории христианства
- Предвестники и предшественники Реформации
- Начало протестантизма. От первого выступления Лютера до Нюрнбергского договора 1532 г.
- Немецкая Реформация от Нюрнбергского мира 1532 г. до Вестфальского мира 1648 г.
- Разбор догматического учения лютеранства
-
Историческое значение лютеранской Реформации
-
Швейцарская Реформация Ульрих Цвингли (1484—1531)
-
Реформация Жана Кальвина
-
Распространение и развитие кальвинизма.Гугеноты. Пуритане
-
Англиканство
Глава IV Русская Православная Церковь и экуменическое движение: обзор истории отношений и сегодняшнее состояние. Римско-католическая Церковь как экуменический партнер Русской Православной Церкви
Приложения
Протоиерей Максим Козлов - Западное христианство: взгляд с Востока - Введение в сравнительное богословие
Сравнительное богословие изучает истины православной веры в сопоставлении с теми догматическими, каноническими и церковно-практическими отклонениями, которые содержат инославные, то есть отпавшие от единства Вселенской Церкви, конфессии.
В историческом плане сравнительное богословие появилось, можно считать, с началом бытия Церкви. Написанное в конце I столетия святым апостолом и евангелистом Иоанном Богословом, четвертое Евангелие направлено на опровержение мнения тех, кто неправильно учил о Лице Господа Иисуса Христа, кто отрицал, что Он является истинным Сыном Божиим. Апостол писал его после трех евангелистов-синоптиков, когда и первых христианских общинах уже стали распространяться ложные мнения. Поэтому можно утверждать, что апостол и евангелист Иоанн является не только родоначальником богословия в целом, о чем свидетельствует данный ему титул Богослова, но и конкретно сравнительного богословия.
В эпоху Вселенских Соборов (IV—VIII) святые отцы и учители Церкви формулировали истины православного учения в полемике с заблуждениями еретиков, с теми ложными мнениями и воззрениями и соблазнами мысли, которые на протяжении веков сопровождали бытие Христовой Церкви. И сами Вселенские Соборы, как правило, собирались, когда появлялась та или иная ересь и требовалось дать четкую формулировку церковной истины, для того чтобы окончательно опровергнуть это лжеучение и подтвердить догматы кафолической веры.
Как дисциплина, изучаемая в духовных учебных заведениях, сравнительное богословие сложилось в XVIII столетии. В XIX в. его изучали в академиях, семинариях, а в более кратком виде и в епархиальных училищах.
Сергей Говорун – Католицизм: Язычество в христианстве
Издание первое Киево-Печерской Успенской Лавры. – Киев: Типография Киево-Печерской Успенской Лавры, 1997. – 32 с.
Сергей Говорун – Католицизм: Язычество в христианстве – Содержание
- Систематизация ересей
- Православие и нославие
- Католичество: рецидив богоборчества. Исихазм и варлаамитство
- Богословие божественных энергий. Обожение твари
- Онтологическое безбожие католицизма
- Онтология католицизма
- Рецидив язычества: папизм
- Условия истинного пророчествования
- Рецепция Церковью языческой культуры
- Неотомизм о творении мира
- Проблема Filioque
- Ипостась и сущность
- Католическое учение о Божественных Ипостасях и сущности
- Связь между учением и молитвой
- Филиоквистическая молитва
- Асимволизм католичества
- Этика преображенноrо эроса. Экстаз Терезы Авильской
- Типичность мистики Терезы
- Православная брачная мистика
- Православие и католичество: сопоставление эстетик. Икона.
- Римское язычество
- Проникновение язычества в западное христианство
- Католическое учение о спасении
- Православное учение о спасении
- Юридизм: искажение этики
- Экуменизм
- Католицизм и католики
- Примечания
Категории:
Благодарю сайт за публикацию:
Комментарии
Спасибо, но книга уже была
Только типом файла. Прозевали