Лев Поляков - История антисемитизма - Эпоха веры - Эпоха знаний - 2 тома

Лев Поляков - История антисемитизма
Предисловие автора к русскому изданию.
 
Я родился в Санкт-Петербурге в 1910 году, родной язык для меня русский. С десяти лет живу во Франции. С 1940 года на фронте, затем был в плену, по возвращении из плена стал руководителем Еврейского центра научных исследований. Присутствовал на Нюрнбергском процессе, после которого получил доступ к архивам гестапо, собранным в Париже. В 1951 году вышла моя первая книга «Молитвенник ненависти». Эта тема осталась со мной на всю жизнь. Я написал около двадцати книг, переведенных почти на все европейские языки. Мой главный и самый известный труд — «История антисемитизма». Эта книга не просто о ненависти и преследованиях евреев, а о столкновении и контактах культур. Книга вышла в различных вариантах на французском языке, была переведена на другие языки, сейчас выходит по-русски. Среди моих книг есть также исследования по истории России, в том числе «История старообрядчества».
 
В 1996 году в Санкт-Петербурге вышла моя книга «Арийский миф», теперь в Москве — «История антисемитизма». Я рад увидеть ее на языке моего детства. Книга станет доступной российскому читателю и поможет просвещению, смягчению нравов, взаимопониманию.
Я благодарю издательство «Гешарим», подготовившее русское издание моей книги.
 
Лев Поляков Париж, Масси, 1997
 

Лев Поляков - История антисемитизма - Эпоха веры

Leon Poliakov. Histoire de lantisemitisme. L'age de la foi
2-е издание, исправленное, дополненное, иллюстрированное
Перевод с французского В. Лобанова и М. Огняновой
Мосты культуры, Москва - Gesharim, Jerusalem, 2008 г, 565 стр.
ISBN 978-5-93273-281-4
 

Лев Поляков - История антисемитизма - Эпоха веры - Содержание

Предисловие автора к русскому изданию.
  • Книга первая. Античность
  • Книга вторая. Ислам  
  • Книга третья. Испания: страна трех религий
  • Книга четвертая. Христианская Европа
Приложение
  • Евреи Рима
Именной указатель  
 

Лев Поляков - История антисемитизма - Эпоха веры - Антисемитизм в эпоху языческой античности

 
Перемены, произведенные Моисеем, которые могли быть внезапными, как настаивают одни, или постепенными, как утверждают другие, породили религию, коренным образом отличающуюся от всех остальных религий и верований, существовавших в пространстве и во времени. Эта религия требовала уничтожения деревянных и каменных идолов, отказа от магии и от волшебных мифов, тем или иным способом связывавших человека с богами и полубогами, т. е. с животными, ради того, чтобы скрепить союз между Богом, создавшим мир, единым и нематериальным, и народом, навеки избранным, чтобы служить Ему, народом, который «живет отдельно и между народами не числится» (Числа XXIII, 9). Вполне логично предположить, что такой народ, отделенный от всех остальных народов целой сетью пищевых и иных запретов и обреченный вследствие этого оставаться меньшинством, будет вызывать особую ненависть. Но реальная история не знает логических умозаключений. Она дает ответы на наши вопросы только в результате кропотливых исследований.
Было бы напрасным искать эти ответы для эпохи Царств, вавилонского плена или Персидской империи. Для этого периода мы не располагаем никакими данными, позволяющими утверждать, что тогда существовал «антисемитизм», который бы качественно отличался от обычного соперничества или вражды между кланами, племенами и народами, как это бывает везде и всегда. Однако и в наши дни распространены представления о «вечном антисемитизме» (причем подобные взгляды кажутся еще более убедительными в связи с отношением к таким традиционным для евреев еще с дохристианской древности занятиям как торговля и финансы).
 
Сколько бы мы ни изучали хроники, надписи и другие исторические и археологические источники, эпоха возникновения обширной еврейской диаспоры на Ближнем Востоке и в Северной Африке не знает никаких1 свидетельств какой‑то особой вражды вплоть до довольно позднего времени. Поэтому специалисты все более склоняются к мнению, что появление достаточно длительной и напряженной враждебности, заслуживающей того, чтобы называться «антисемитизмом», следует датировать III в. до н. э. К тому же эта враждебность, распространенная преимуществен ни среди лов, имела вполне конкретное место рождения, а именно Египет, еще точнее Александрию – торговую и интеллектуальную столицу тогдашнего мира. Но прежде чем заняться этой темой, а затем перейти к греко‑римскому миру, необходимо сказать несколько слов об истории мирного сосуществования евреев с другими народами в Китае и Индии, продолжавшегося вплоть до нашего времени вопреки религиозным различиям.
 
В конце второй мировой войны в Кайфэне (провинция Хэнань) еще существовала горстка китайцев, не употреблявших в пищу свинину и сохранявших воспоминания о том, что их отцы подвергались обрезанию. Там даже сохранились развалины синагоги. Это были последние остатки когда‑то многочисленных, процветавших и влиятельных общин. Наиболее полными сведениями о них мы обязаны иезуитским миссионерам, посещавшим их в XVII и XVIII вв. Иезуиты интересовались их священными книгами и особенностями культа. Из рассказов иезуитов следует, что в середине XVIII в. община Кайфэна, уже вступившая в эпоху упадка, насчитывала около тысячи членов. Евреи Китая знали лучшие времена. Отец Домингин пишет об этом: «… в течение длительного времени они занимали в Китае важные позиции. Многие из них были губернаторами провинций, государственными министрами, имели ученые степени. Некоторые из них были богатыми землевладельцами. Но сегодня от этого былого благополучия ничего не осталось. А их общины в Ханчжоу, Нинбо, Пекине и Нинся полностью исчезли»… Несколько посвящений, обнаруженных на стеллах, подтверждают эти сведения, так же как и свидетельство Марко Поло, который говорит о процветании и влиянии еврейских общин в Китае (1286 г.), или рассказы арабских путешественников, датируемые XI веком. Эти последние источники утверждают, что «евреи обосновались в Китае с незапамятных времен». Таким образом, не углубляясь в эпоху царя Соломона, как это уже пытались делать некоторые историки, представляется вероятным допустить, что самые ранние еврейские поселения в Китае относятся к первому тысячелетию нашей эры.
 

 
Лев Поляков - История антисемитизма - Эпоха знаний

Лев Поляков - История антисемитизма - Эпоха знаний

Leon Poliakov. Histoire de lantisemitisme. L'age de la science
2-е издание, исправленное, дополненное, иллюстрированное
Перевод с французского В. Лобанова и М. Огняновой
Мосты культуры, Москва - Gesharim, Jerusalem, 2008 г., 612 с.
ISBN 978-5-93273-281-4
 

Лев Поляков - История антисемитизма - Эпоха знаний - Содержание

Книга первая От Вольтера до Вагнера
  • Первая часть. Век Просвещения
  • Вторая часть. Эмансипация
  • Третья часть. Расистская реакция
Книга вторая Европа на пути к самоубийству
  • Первая часть. «Бель-эпок». 1870-1914
  • Вторая часть. Взрыв. 1914-1933
Заключение
Приложение 
Именной указатель
 

Лев Поляков - История антисемитизма - Эпоха знаний - Первая часть - Век Просвещения

 
Cо времен Средневековья находились умы, подвергавшие сомнению традиционные верования и втайне задававшие себе вопросы об истинности Откровения и даже о существовании Бога. На границах западного мира, там, где христианство соприкасалось с исламом, эти богохульные сомнения иногда выходили наружу, как, например, в памфлете, автор которого называл Моисея, Иисуса и Мухаммеда «тремя обманщиками». В других местах подобные взгляды не подлежали открытому выражению. Даже разнообразие мнений, порожденное Реформацией, вначале привело лишь к замене многочисленных инквизиций единой Инквизицией. Мигель Сервет погиб на костре, подобно Джордано Бруно (Сервет — испанский ученый и врач, был сожжен в Женеве в 1553 году кальвинистской инквизицией. — Прим. ред.). Понадобится еще два столетия для того, чтобы вслед за новыми научными идеями оказалось возможным свободно и публично обсуждать вечные вопросы. Всеобщий дух сомнения, характерный для века Просвещения, не замедлил распространиться на проблему истории и истинной роли евреев. Различные ответы на эти вопросы, данные Вольтером и энциклопедистами, распространятся по всему миру под влиянием Французской революции и сохранят свое значение в некоторых странах вплоть до настоящего времени. В интересующем нас аспекте эти проблемы получили особое развитие в Англии в первой половине XVIII века в ходе полемики, которая послужит источником вдохновения и подражания для будущих поколений и которая не завершена и в настоящее время. Эта полемика ясно показывает, каким образом складывающееся отношение к евреям, т. е. антисемитизм или филосемитизм, в концептуальном плане оказывается связанным с высшими вопросами о Первопричине мира и о главном предназначении человека. Поэтому представляется уместным начать эту книгу главой, посвященной английским деистам.
 
 
2017-02-04
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 8.2 (5 votes)
Аватар пользователя asaddun